Все произведения, представленные на новой экспозиции - из коллекции Государственного Эрмитажа. Многие из них совсем недавно стали предметом исследования, часть из работ ранее не выставлялись.
В выставке "участвуют" 25 произведений из терракоты, гипса, майолики и дерева.
Рука Леонардо
Отдельно группу экспонатов составляют бюсты из терракоты, исполненнные под влиянием одного из самых крупных скульпторов Флоренции XV века - Андреа Верроккьо. Именно в его мастерской начинал свой творческий путь Леонардо да Винчи.
По словам директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, в некоторых произведениях мастерской Верроккьо специалисты осторожно усматривают руку молодого Леонардо. На задней стороне работы из терракота "Юноша-святой" видны следы мастера-левши, что также напоминает об авторе "Моны Лизы" и "Тайной вечери".
Реставрация
Перед тем, как оказаться на выставке, многие работы находились на реставрации. Еще в 2019-м году они были бережно изъяты из фондов музея и отданы в лабораторию для подготовки к экспозиции.
Александра Богданова занималась реставрациями терракотовых бюстов Христа и Иоанна-Крестителя. Обе скульптуры были закрашены черной краской.
По словам Александры, под черным слоем у бюста Иоанна Крестителя еще до реставрации просматривался румянец на лице и красные губы.
По мнению реставратора, черная краска могла имитировать бронзовое покрытие. Или использовалась, чтобы скрыть утраты красочного слоя. Третье предположение: возможно, таким образом пытались замаскировать грязь, которая образовалась на бюсте.
Скульптуры, представляющие художественный и духовный мир Флоренции, происходят из коллекций великой княгини Марии Николаевны, художника Михаила Боткина, дипломата Александра Базилевского, государственного деятеля Александра Долгорукого, мецената Павла Строганова. Недавно Эрмитаж приобрел новую коллекцию итальянского искусства, собранную петербуржцами Ларисой и Олегом Шушковыми.