19 мая Центр национальной культуры "Петербург-концерта" совместно с Научно-творческим центром "Музыкальные культуры мира" Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского представят зрителям Екатерининского собрания яркую музыкальную премьеру – экзотическую программу "Ритмы цивилизации майя" в исполнении ансамбля ударных инструментов Оркестра имени Карлоса Чавеса (Мексика).
Самобытный творческий коллектив, наследник национальной музыкальной традиции ацтеков и майя, испанцев и мексиканских индейцев выступит в России впервые. В концерте прозвучат колоритные мелодии коренных народов Центральной Америки, а также произведения выдающихся кубинских и мексиканских композиторов.
Представление о том, какой была музыка коренных народов Центральной Америки, сегодня весьма условно, но единственное, что можно сказать наверняка, – майя и науа создали одну из самых ритмичных и пронзительных музыкальных культур древности и самый богатый на территории Америки музыкальный инструментарий. Об этом говорят сохранившиеся музыкальные кодексы, найденные при археологических раскопках музыкальные инструменты, настенные росписи и фрагменты рукописей испанских монахов.
В доиспанские времена на этих землях музыка была инструментом социальной иерархии и неотъемлемой частью религиозного культа с его ритуальными песнями и танцами, имела прямое отношение к поэзии и чтению так называемых гимнов. Любопытно, что в языке ацтеков даже не существовало слова "музыка" – его заменяло "искусство пения". Считалось, что музыкант "поет" своим инструментом – так же, как танцор "поет" ногами. Древние ацтеки верили, что песня – это воплощение божественного дыхания. Именно поэтому исполняли ее только специально подготовленные, обученные музыканты. Промахи и ошибки при музицировании, неверное движение в танце, сбившийся барабанный ритм оскорбляли богов и наказывались тюрьмой или смертью.
Каждый музыкант получал имя по названию своего инструмента, и это служило признанием высшей квалификации исполнителя. А инструментов, которым, конечно же, приписывали божественное происхождение и магическую силу, было великое множество. Гостям музыкального вечера в Екатерининском собрании предстоит знакомство с некоторыми из них. Например, Айотль представляет собой панцирь черепахи, по которому ударяют или скребут. Караколь создан из раковины морского моллюска: по древней легенде именно из улиточной трубы в подземном царстве возвестили о сотворении человека богом Кетцалькоатлем, с магическими способностями которого и связывают звучание этого инструмента. Кейхада де буро – идиофон (ударный инструмент) сделан из челюсти осла и производит характерный громкий ненастроенный звук.
Ансамбль ударных инструментов Оркестра имени Карлоса Чавеса родился в рамках программы обучения молодых мексиканских исполнителей на оркестровых ударных инструментах. Сегодня в его составе – девять молодых солистов в возрасте от 18 до 28 лет. Музыканты тщательно изучают не только традиционную музыку, но и классический репертуар, а также исполняют произведения, написанные современными композиторами специально для них. Коллектив постоянно совершенствует свое мастерство под руководством преподавателей Академии исполнительства на ударных инструментах. Ансамбль сотрудничает с социальной программой "Музыкальные семена", в рамках которой музыкальное образование получают талантливые дети из неблагополучных семей.
Концерт "Ритмы цивилизации майя" входит в программу 21-го Международного музыкального фестиваля "Вселенная звука", традиционного форума Московской консерватории, который в Санкт-Петербурге проводится в партнёрстве с Центром национальной культуры "Петербург-концерта" и Российским институтом истории искусств с 17 мая по 1 июля 2023 года. Яркое и самобытное явление в музыкальном мире, этот авторитетный фестиваль вот уже более 20 лет дарит представителям разных этносов и культур возможность для прямого творческого общения на языке музыкального искусства.
В этом году во "Вселенной звука" примут участие представители разных регионов России от Чукотки до Кабардино-Балкарии, а также гости из Индии, Ирана, Монголии, Мексики и Филиппин. Концертные программы фестиваля на этот раз пройдут не только на сцене Московской консерватории и в Российском институте истории искусств, но и на основной площадке "Петербург-концерта" – в Екатерининском собрании.