Репортёры Metro сфотографировались у мастеров, а также узнали, как восстанавливают историческое наследие города.

Воскрешают историю

Фотографироваться мы отправились вдвоём. Так как процесс не быстрый, то одного журналиста, Юлю, мы решили использовать в качестве модели, а второго, меня, по прямому назначению: всё узнать, спросить и понять. Оказалось, что этот необычный проект придумали и реализовали брат с сестрой – Эдуард и Кристина.  Своё ателье они открыли на Невском, 54, прямо в Музее имени Карла Буллы. Именно его считают основателем российского фоторепортажа.

В музее Карла Буллы.

В музее Карла Буллы.

Евгения Назарова, "Metro"

Фото:

– Вся история нашей студии связана с Музеем Карла Буллы. Именно здесь у меня возник вопрос: можно ли использовать эти старинные фотоаппараты-экспонаты?  О чём я и спросила смотрителя. Оказалось, что техника рабочая, нужно лишь найти для неё фотопластины. Пока ехала домой на метро, то загуглила, что это такое. И как-то потом всё само нашлось, купилось и получилось. Это было в марте позапрошлого года, а уже в декабре 2023-го мы открыли студию в Выборге. Спуся год, в декабре 2024 года, переехали в Музей Карла Буллы. Наверное, если это твоё, оно само к тебе идёт, – рассказала нам Кристина. 
Экспонаты в музее Карла Буллы.

Экспонаты в музее Карла Буллы.

Евгения Назарова, "Metro"

Фото:

Главное – не разбить фотографии

Пока нашей модели выбирали образ, я узнала, что фотография, которая у нас получится в самом конце, будет не на бумаге и даже не на картонке, а на стекле. Именно так выглядела фотография в XIX веке. Это было неожиданно.

– Сам метод называется амбротипия, что по-гречески значит "бессмертный отпечаток". Считается, что это "вечные" фотографии. Они должны очень долго храниться даже в обычных домашних условиях. Главное – их не разбить. Обратите внимание, это не бумага со стеклом, не бумага в стекле. Само изображение появляется на стекле – оно двухстороннее, его можно вертеть, – объясняет Эдуард.
Изображение сразу выполняется на стекле – оно двухстороннее, его можно вертеть.

Изображение сразу выполняется на стекле – оно двухстороннее, его можно вертеть.

Евгения Назарова, "Metro"

Фото:

Модель на перчатке

Для нашей Юли мы выбрали романтичный образ. На голове шляпка, в руках томик Пушкина. Оказалось, что мы можем увидеть будущий снимок через специальный "искатель", или фокусировочное стекло, оно расположено в задней части фотоаппарата. Эдуард тут же показывает нам фокус. Вместо стекла он натягивает обычную резиновую медицинскую перчатку. На ней тут же появляется изображение, правда, вверх ногами.

Изображение на фокусировочном стекле появляется вверх ногами.

Изображение на фокусировочном стекле появляется вверх ногами.

Евгения Назарова, "Metro"

Фото:

– Перчатка не несёт никакой практической функции, это для развлечения посетителей. Так мы показываем, что изображение может появиться практически на любой полупрозрачной поверхности, – прерывает Эдуард наши удивлённые возгласы.  Затем мы идём в лабораторию готовить "плёнку".
Юля появилась на перчатке.

Юля появилась на перчатке.

Евгения Назарова, "Metro"

Фото:

Рисунок драгоценными металлами

Процесс несколько напоминает тот, что мы видели в старых советских фильмах. Тёмная комната с красным светом, какими-то банками, склянками, жидкостями. Только вместо бумаги или плёнки – всего один кусок стекла размером с нашу будущую фотографию. Собственно, на нём она и проявится. Эдуард обрабатывает пластину какими-то химикатами, вроде как я слышу слово "серебро". 

Эдуард за работой

Эдуард за работой

Евгения Назарова, "Metro"

Фото:

– Рисунок на стекле – это всё частички серебра. Оно светлее, чем чёрный цвет, но темнее, чем белый. Технология была придумана в 1840–1850-х годах. Примерно в 1870-х годах изображение уже начали со стёкол массово переносить на бумагу, – объясняет Эдуард.

Как только пластинка готова к съёмке, срок её жизни составляет минут 5−10. За это время нам нужно сделать и проявить кадр.

Машина для пыток

Как я уже говорила, очень важно верно выбрать позу. По сути, на каждый снимок всего одна попытка. Моргать можно, а вот шевелиться нельзя. Чтобы посетителям было удобно, применяется специальный фиксатор под названием копфгальтер. Этот атрибут для фиксации головы непременно присутствовал в фотоателье вплоть до начала XX века. К нашей журналистке сзади подвели железную палку с регулируемыми "тисками". Выглядело это жутковато. Но, кажется, помогло. В какой-то момент я поняла, что туловищем и руками она ещё двигает, а головой – нет.

К нашей Юле подвели фиксатор для головы

К нашей Юле подвели фиксатор для головы

Евгения Назарова, "Metro"

Фото:

Юля и копфгальтер.

Юля и копфгальтер.

Евгения Назарова, "Metro"

Фото:

Затем Эуард сказал: "Внимание: снимаю". Открыл крышку объектива (при этом никаких щелчков или вспышек не было) и стал шёпотом отсчитывать 20 секунд.

– Знаете, откуда пошло название "Снимок"? Экспонирование производилось открыванием и закрыванием объектива крышечкой. Видите, я снимаю крышку объектива, но звуков она никаких не издаёт. Поэтому и говорили "Снимаю крышку", а потом просто "Снимаю", – объясняет Эдуард. Затем он достаёт наше стекло-пластину из фотоаппарата – и мы все вместе идём в тёмную комнату наблюдать за "проявкой".
 
Эдуард снимает крышку объектива.

Эдуард снимает крышку объектива.

Евгения Назарова, "Metro"

Фото:

Почти полароид, но не совсем

Я уже знала, что после того, как мы сфотографируем Юлю, результат увидим примерно через 3–5 минут. Так и произошло. Эдуард опустил стекло в специальный раствор, и постепенно на нём стали проступать черты моей коллеги.

– Технологию ещё называют "полароид XIX века", потому что относительно быстро мы увидим результат. Только снимок вы сразу не получите. Я вас отпущу и буду его сушить и лакировать. Затем мы всё же добавим картоновый задник, чтобы создать тёмный фон. Иначе на свету серебро будет просвечивать, – объясняет мастер.
У нас получился такой портрет.

У нас получился такой портрет.

Евгения Назарова, "Metro"

Фото:

 

Евгения Назарова, "Metro"

Фото: