Главный режиссёр Большого театра кукол Руслан Кудашов поставил спектакль "Музы сопротивления". За неделю до премьеры Metro поговорило с ним о войне, театре и современном зрителе.
Спектакль "Музы сопротивления. Голос непреклонного города", созданный творческим брендом Dance Open при поддержке Комитета по культуре, покажут 14 ноября на сцене Театра Музыкальной комедии. В нём занята Ирина Мазуркевич, Ксения Раппопорт, Максим Леонидов, Николай Буров, Михаил Морозов и Павел Григорьев.
- Руслан Равилевич, как вы согласились принять участие в таком эмоциональном проекте? Это решение далось вам легко?
- Нет. Обычно я не занимаюсь антрепризными спектаклями… Но у меня есть семейные блокадные истории: одна моя бабушка в блокаду трудилась в санитарном батальоне, заготавливала хвою для раствора от цинги.
- В спектакле "Музы сопротивления. Голос непреклонного города" – реальная документальная основа, дневники и письма в том числе. Была там история, которая лично вас тронула?
- Да, меня поразил эпизод с балериной Натальей Сахновской. Она почти умирала от голода – и увидела заснеженные купола Спаса-на-Крови. И эта красота дала ей силы жить дальше… Понимаете, этот спектакль скорее не о войне, а об эмоциях, о духе, который помог выжить в блокадном городе. А ведь в нём игрались спектакли и концерты, работали библиотеки... В нём есть реальный эпизод: на сцене играют актёры, зрители смотрят постановку, вдруг раздаётся сирена воздушной тревоги… И кто-то не поднимается и не выходит из зала – нет сил. Тринадцатилетняя девочка идёт в театр – и не знает, вернётся ли обратно… Для ленинградцев было важно не просто выживать в страшное время, а сохранять культурные ценности, культурный код. Это их объединяло в большой беде. Сегодня, в некоем народном "разброде", к искусству нередко относятся пренебрежительно… Что с нами случилось, что за чудовищное расслоение и непонимание друг друга? Спектакль "Музы сопротивления" поможет нам посмотреть на самих себя с критической стороны.
- Как вы полагаете, блокадными зрителями и теми, кто в коронавирус придёт на спектакль и будет смотреть – пусть в маске! – ими движет одна и та же любовь к искусству и театру?
- Это близкие ситуации, хотя и несравнимые… Мы не прекращаем играть, несмотря на пандемию, да, заменяем артистов – но не отменяем спектакли. К слову, заполняемость зала у нас сейчас хорошая – на молодёжных спектаклях, к примеру на "Башлачёве", почти максимальная.
- Зрители соскучились по театру за карантин?
- Безусловно. А ещё, я думаю, молодым зрителям нравится проявлять некую отвагу и героизм во время пандемии.
- "Музы сопротивления" – это первый новый спектакль, который вы репетировали после карантина?
- Нет, сразу после выхода мы приступили к репетициям "Танго, упавшее в небо" с Ириной Ляховской, но он выйдет в конце ноября. Кроме того, мои студенты, воспользовавшись летней передышкой успели выпустить пять спектаклей! В декабре, я надеюсь, мы начнём репетировать "Синюю птицу" – большой марионеточный спектакль.
- Как проходят репетиции "с поправкой на ковид"? Актёры – в масках?
- Нет, конечно! Так же не будет видно никаких эмоций, это бессмысленно. Но все вокруг – в масках.
- Для репетиций "Муз" собирали всех актёров вместе?
- Конечно, сначала на читке – потом на площадке… Сейчас мы репетируем с каждым по возможности, но со всеми вживую.
- Сложно было собрать такую плеяду вместе?
- Думаю, да, но это вопрос скорее к продюсерам.
- Как вы полагаете, сложно ли им дались роли блокадных артистов?
- Форма спектакля такова, что мы не переходим эту границу. Кроме того, в этом и есть профессия актёра – погрузиться в предлагаемые обстоятельства…
- Что зритель увидит на сцене – "богатые" декорации или минимализм?
- Второе. Мы создадим тон-ателье, в котором актёры будут "записывать" воспоминания о блокаде. Они вернут голос и эмоции людям, выжившим в эти годы. Потому у постановки второе название – "Хрупкий голос непреклонного города".
- Возможно ли, что спектакль превратится из антрепризного – в "постоянный"?
- Ничего пока не могу сказать про это… Сначала нужно его увидеть.
- И последнее: кто обязательно должен посмотреть постановку "Музы сопротивления"?
- Все. Это важно каждому жителю нашего города. Есть нечто, о чём мы не должны забывать никогда, если имеем это дерзкое право, называть себя петербуржцами. Это высокая честь. Спектакль рассказывает о том, кто мы такие и о том, какой у нас багаж за плечами. Причём делает это без пафоса.
Блиц-опрос:
Три любимых театра в Петербурге?
Сложный вопрос. Театральная лаборатория Яны Туминой, театр "Мастерская" на Народной и "Невидимый театр".
Последний спектакль, который произвёл на вас сильное впечатление?
Я давно не был в театре… "Губернатор" в БДТ.
Кем хотели стать в детстве?
Не помню, честно говоря. Но точно не хотел связывать судьбу с театром. Наверное, поэтом хотел быть, стихи писать.
Как провели карантин?
Выпустили фильм по Бродскому, сделали со студентами фестиваль макетов, поставили квартирник по Майку Науменко… Работы было много – в том числе дистанционной. Мне очень надоел зум!
Кстати, Башлачёв или Науменко?
Башлачёв.
Если бы вам предложили поработать с любым актёром, кто бы это был?
Ксения Раппопорт.