В Петербурге представили прототип беспилотного грузового шаттла.

Компания Ralient изначально была создана для проектирования именно такого вида транспорта. Достаточного финансирования при этом у петербургских инженеров не было.

- Безусловно мы ориентируемся на опыт других компаний, это и Nvidia, Waymo, Apollo, Uber, Tesla, Yandex и много других, - рассказал Metro один из разработчиков грузовика Егор Барсуков.

Шаттл, сделанный из металла и композитов, имеет 420 км запаса хода, его максимальная скорость – 80 км в час, а полная нагрузка достигает 2 тонн. Дизайн беспилотника футуристичен: черты корпуса плавные, с подсветкой. На дороге ориентиром для грузовика служат не белые линии разметки, а тротуар, фонари, ограждения, на которые обращают внимание водители.

- Сейчас беспилотникам ближе понятие робот. Есть роботы простые, которые могут работать на складе двигаясь по начерченной полосе, а могут быть более сложные, которые учитывают всю дорожную ситуацию, умеют с помощью нейронных сетей распознавать объекты, лица людей. Но это все же роботы. Мы делаем упор на то, чтобы машины не только все это умели, но умели и обучаться в процессе. Простой пример, в случае однополосной дороги на которой сломался чей-то автомобиль, наш шаттл посмотрит на действия других водителей и примет решение повторить траекторию движения за ними, - отметил Егор.

Вероятность сбоя в работе беспилотника сведена к минимуму, так как в ней отсутствует человеческий фактор. Программа всегда будет подчиняться заранее заложенным алгоритмам, обязывающим ее действовать согласно ПДД.

- Все системы распознавания дорожной ситуации многократно дублируются (если человек смотрит только в видимом диапазоне, то машина смотрит как в нем, так в радиоволнах, инфракрасном свете, звуковых волнах) и ей намного сложнее, чем человеку “не заметить” какой-то объект, - добавил Барсуков.

Прототип шаттла.

Прототип шаттла.

Предоставлено компанией, Другой

Фото:

Алгоритмы самого последнего уровня, отвечающие за безопасность шаттла,  простые и быстрые. Время их работы, фактически, ограничивается только физическими возможностями органов управления, а вероятность ошибки мала.

- Поэтому можно сказать, что готовый продукт статистически менее опасен, чем автомобиль, управляемый человеком, что подтверждают опубликованные данные реальных поездок по дорогам, опубликованных в США, - продолжил Егор.

Разработчики намерены увеличивать систему самообучения грузовика до такого уровня, чтобы в абсолютно новой среде, даже на Луне, он самостоятельно находил себе путь, ориентируясь на различные показатели и опыт, который будет получать в процессе движения. Появление беспилотников на дорогах, по мнению инженеров, приведет к улучшению экологии в городах, а не создаст новые проблемы. Электрические шаттлы заменят обыкновенные грузовики, работающие на топливе.

В то же время, производство такого вида транспорта в нашей стране несколько затруднено.
- Многие комплектующие на текущий момент не имеют аналогов в России, но ситуация в этом направлении постепенно меняется, - добавил Егор.

Появление на дорогах беспилотного транспорта приведет к неминуемому вытеснению человека из соответствующих профессий, а значит – к росту безработицы. Этот тренд, считают петербургские инженеры, неминуемо будет набирать обороты.

- По подсчетам российского министерства труда до 30 млн могут потерять работу из-за автоматизации простого труда. Но это не произойдет мгновенно, чтобы за один день появились 30 млн безработных. Нет, это будет происходить годами. Трудовой рынок постепенно решит эту ситуацию, и постепенно те, кто лишается работы, найдут себя в новых профессиях, как это неоднократно случалось с разными другими специальностями за последние 250 лет, начиная с промышленной революции, - заключил инженер.

Прототип шаттла.

Прототип шаттла.

Предоставлено компанией, Другой

Фото:

Вопрос появления на дорогах беспилотников решается на законодательном уровне. Законопроект "Об опытной эксплуатации инновационных транспортных средств" был внесен в Госдуму 14 мая этого года. Он регулирует аспекты распространения высокоавтоматизированной техники на дорогах общего пользования. В октябре авторы документа отозвали его для доработки.

Запуск шаттлов для грузоперевозок запланирован на 2023 год. Петербургским разработчикам еще предстоит решить, с каким именно ритейлером начнется первое тестирование машин.