В Северной столице открылась выставка "Великий Карл" (6+), посвящённая 225-летию со дня рождения великого художника. Именно Карл Павлович Брюллов принёс популярность русской живописи в мировой культуре.
В экспозицию включены произведения Брюллова из более чем 20 ведущих музеев России, среди которых Третьяковская Галерея, Эрмитаж, Музей Академии художеств, Музей А.С. Пушкина, Музей-заповедник "Царское Село", Нижегородский художественный музей, и частных собраний Санкт-Петербурга и Москвы. Некоторые произведения впервые демонстрируются в России.
На какие произведения стоит обратить внимание
"Последний день Помпеи" (1833)
Главное творение мастера стало и центральным экспонатом новой выставки. Огромных размеров шедевр (456,5 × 651 см) представили после первой за почти 200 лет реставрации, с которой картина вернулась совсем недавно. На картине показаны события в Помпеях, произошедшие в 79 году нашей эры во время извержения Везувия. Брюллов побывал там на раскопках в 1827 году во время поездки в Неаполь, где и решил написать это полотно. Работа заняла около шести лет – с 1827 до 1833 год. Ещё до её завершения по всей Европе уже гуляли сплетни о чём-то грандиозном, и результат вполне оправдал ожидания. Творению рукоплескали посетители выставок в Италии и Франции, в России Брюллова встречали как звезду. Пушкин посвятил стихотворение "Везувий зев открыл" этому шедевру, а Николай Гоголь написал статью, где называл "Последний день Помпеи" одним из ярких явлений XIX века.
"Христос во гробе" (1836)
Еще одной сенсацией мирового значения в музее называют первую демонстрацию картины "Христос во гробе". Создавалась картина для домовой церкви графа Николая Владимировича Адлерберга, он возил её с собой в Финляндию и Германию. С 1930-х годов местонахождение работы считалось неизвестным, обнаружили её только в конце прошлого столетия.
"Всадница" (1832)
Этот шедевр первого порядка приехал к нам из Третьяковки. К Брюллову в России дамы выстраивались в очереди, чтобы заказать у него свой портрет – якобы у него на картинах все барышни получаются "прельстительными". Один из самых известных женских портретов мастера – "Всадница". Считается, что на картине изображена графиня Юлия Павловна Самойлова. Одним (но далеко не единственным) доказательством этого служит надпись "Samoylo…", сделанная художником на ошейнике собаки.
"Портрет сестёр Шишмарёвых" (1839)
Александра и Ольга Шишмарёвы – дочери А.Ф. Шишмарёва, известного в те времена театрала и садовода-любителя из города на Неве. Он и заказал картину, а ещё костюмы для верховой езды для дочерей специально по этому случаю, т. к. они лошадьми не увлекались. Вероятнее всего, антуражем для полотна стал дачный дом этого семейства в Новой Деревне около Петербурга.
"Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией" (1830)
Елена Павловна, супруга четвёртого сына Павла I, заказала Брюллову свой портрет во время своего путешествия по Италии в 1828 году. На картине она идёт вниз по лестнице со своей старшей дочерью Марией.
Эти и многие другие работы можно увидеть до 12 мая 2025 года.