Для многих речь сейчас идет даже не о добровольной, а об обязательной вакцинации. И хотя прививки от коронавируса делают уже далеко не первый месяц, вопросы касательно них у людей не заканчиваются.
На вопросы Metro по этой теме ответил Василий Белаш, врач отделения скорой помощи ПСПбГМУ, заведующий инфекционным отделом, преподаватель курса неотложной медицины, к.м.н.
- Считается, что, если человек недавно переболел и титр антител высокий, в прививке надобности нет. Но многие всё равно хотят её сделать, например, чтобы получить справку об этом. Так можно?
- Если человек переболел и у него есть антитела, то прививку все равно можно и нужно делать. Через сколько времени после болезни – это вопрос многогранный. С точки зрения самого человека, который перенес коронавирусную инфекцию, особенно если он не хочет прививаться, есть цифра – шесть месяцев. Это некий средний предположительный срок, в течение которого должен действовать естественный иммунитет.
Сейчас его измеряют анализом крови на антитела. И показатель, который называется индекс позитивности, может нам чуть-чуть подсказать, пора ли уже вакцинироваться. Если индекс позитивности 6, а еще лучше 8 или 12 и выше, тогда можно сделать предположение, что иммунная система находится на хорошем уровне после инфекции.
Другой вопрос: является ли высокий титр антител противопоказанием для прививки? Нет, не является. Если человек хочет привиться, то, конечно, ему нужно прививаться.
- Что будет, если переболевший привьется? Какое возможное развитие событий и есть ли исследования на эту тему?
- Если даже очень высокий титр антител, все равно можно делать прививку. Это не противопоказано. О возможном развитии событий уже есть информация. Тут два варианта: эффект станет либо еще лучше, либо ничего не произойдет. И побочные эффекты от вакцинации такой человек будет у себя наблюдать точно не больше, чем не переболевший. Будет ли их меньше – мы не знаем пока.
Это пока еще предположения, но, скорее всего, у нашей иммунной системы есть некий лимит, сколько она может синтезировать антител. И если у человека их максимальное количество, то введение прививки будет бесполезным, но оно точно не будет вредным.
- Говорят, что на привившихся новые штаммы вируса (например, индийский) не действуют, а вот переболевшие быстро заражаются другими штаммами. Это правда?
- Это неправда. Многие новые штаммы, особенно те, которые обсуждаются в СМИ (в частности, индийский), отличаются большой вирулентностью к естественным штаммам. Это говорит только о том, что эти вирусы более заразные. О связи с иммунитетом переболевших людей мы не можем пока ничего сказать. Человек, который переболел, имеет естественный иммунитет. Он, скорее всего, либо не заразится повторно, либо заразится, но будет не так тяжело болеть. Вероятность заразиться индийским и британским штаммами выше вне зависимости от того, переболел человек или нет, при сравнении с обычным (российским) штаммом.
То, что прививка защищает лучше от новых штаммов, это тоже неправильное утверждение, потому что воздействие на иммунную систему как прививки, так и вируса индивидуальное. И реактивность иммунной системы, способность вырабатывать надежную защиту как от настоящего вируса, так и от его имитации глубоко индивидуальна. И тут нельзя сказать, что прививка лучше.
Однако в течение этого года уже будут данные, сколько людей повторно заражаются после перенесенного ковида и сколько – после вакцинации. Тогда можно будет делать окончательные выводы.
- Почему люди с высокими титрами антител повторно заражаются?
- Это возможно по двум причинам. Первая: количество антител ничего не говорит об их качестве. И среди большого количества антител есть как действительно эффективные – нейтрализующие, так и пустышки, которые в реальности вирус не уничтожают. Вторая причина в том, что защита от коронавируса осуществляется не только с помощью антител, но и с помощью других механизмов иммунной системы, которые мы никак не проверяем, делая анализ на антитела.
- Если количество антител не говорит об их качестве, значит, титры не самая важная цифра?
- Титры – это количество. Это очень важно, но не на 100% показательно. Есть анализ эффективности (тест на нейтрализующие антитела), но его нецелесообразно выполнять массово. Иначе бы уже все это делали. Если человек персонально заинтересован в определении, то, конечно, такие исследования проводятся.
- Бытует мнение, что пожилые люди легче "переживают" побочные действия вакцины или совсем их не чувствуют. Почему так?
- Да, но так не у всех. Хотя в среднем действительно часто наблюдается. Происходит это, скорее всего, из-за-за того, что пожилые люди за много лет жизни чаще контактировали с аденовирусом, компонент которого является частью "Спутника". И поэтому на эти части вакцины у них уже есть сформированный иммунитет. И они на него не реагируют. Это одна из теорий. Скорее всего, это не связано с бытующим мнением о том, что у них слабый иммунитет, поэтому он не может отреагировать. Это ни при чем. Вернее будет сказать, что он не слабый, а более опытный и уже не реагирует впустую на то, на что реагировал раньше.
Но я каждый раз оговариваюсь, что пока 100%-ных доказательств этому нет. Это теории. Тут нужно иметь в виду, что даже научные данные, которые появляются в отдельных разовых публикациях, нельзя принимать за истину в последней инстанции. Для этого нужно много разных исследований, которые подтверждают одни и те же идеи. Тогда мы сможем точно говорить.
- Как вакцинированный человек влияет на окружающих? Они могут от него заразиться?
- Вакцинированные люди очень хорошо влияют на окружающих. Они им рассказывают, как перенесли вакцину, что болело и нет, какие титры антител у них появились. Они показывают своим примером, что ничего страшного в прививке нет. А что касается вероятности заражения, она абсолютно исключена, потому что те компоненты вакцин, которые используются, физически не могут вызвать инфекционный процесс. И тем более они не встраиваются ни в ДНК, ни в мозг и так далее.
- Считается, что вакцинированные могут заболеть, но бессимптомно. И тем опасны для окружающих. Это так?
- Это правда. Вакцинированый пациент может так же, как и другие люди, заражаться коронавирусом, просто в теории он должен болеть легче – вплоть до полностью бессимптомного перенесения инфекции. Точно так же, кстати, часто болеют молодые люди до 20 лет, дети, подростки. Большая их часть либо имеют минимальные симптомы, либо их не имеют. Но это гораздо лучше, чем если бы те же люди болели и умирали. Зато есть еще один повод вспомнить про необходимость масок, социальной дистанции и так далее.
- Есть рекомендации, что если человек после первого этапа вакцинации заболел коронавирусом, то делать второй укол не нужно. Почему так?
- Я могу точно сказать, что если человек заболел или заражение совпало с вакцинацией, то во время болезни нельзя делать второй укол – это противопоказание. И потом еще по существующим протоколам в течение месяца после выздоровления у пациента есть медотвод от вакцинации. После этого он имеет право продолжить вакцинацию.
Тут еще есть такой момент деликатный: в условиях дефицита вакцины предполагаемый спрос должен был быть больше, чем предложение. И, соответственно, тем людям, у которых есть (или потенциально есть) иммунитет, логично предлагать вакцинироваться после того, как привьются те, кто не болел совсем. Просто у нас в стране и, в частности, в Петербурге сложилась парадоксальная ситуация, когда люди отказываются от вакцинации. Мотивируют тем, что они опасаются получить микрочип, что ждут новой и совершенной вакцины и так далее. Поэтому изначально многие рекомендации, что переболевшим не нужно вакцинироваться, подразумевали под собой необходимость вакцинировать тех, кто совсем без иммунитета. Если есть возможность, то вакцину могут и должны получить все – и переболевшие, и нет.
- Сколько людей заражаются после прививки? Есть какой-то процент?
- На данный момент процент неизвестен, но об этом слышно, об этом говорят. Это не замалчивают. И часто заболевших после первой вакцины людей приводят в качестве примера для того, чтобы обосновать нежелание вакцинироваться.
Вот эта позиция является глубоким заблуждением. Нужно объективно понимать, что одномоментно стало вакцинироваться огромное количество людей. И, естественно, у какого-то количества из них вакцинация совпадает с моментом заражения. Это приводит к тому, что тот, у которого еще не сформировался искусственный иммунитет, заболевает. Заразиться очень легко в условиях пандемии. В магазине, на работе, в той же поликлинике, куда человек пришел за прививкой. Но это никаким образом не умаляет эффективность вакцины. Тот факт, что этих людей много, не связан с фактом вакцинации, он связан с количеством привитых.
- Но если человек не хочет делать прививку?
- Тут ситуация примерно такая же, как была год назад с масками, когда многие говорили, что они не защищают или "я переболел и могу без маски ходить". Когда начинаются поиски лазеек, чтобы чего-то не делать, то мы неизбежно проигрываем, человек для себя оправдания всегда найдет. Но если рядом с человеком без маски или непривитым кто-то заболевает, то возникает очень много вопросов. Особенно актуально это для медицинских организаций, поскольку даже в больницах есть сотрудники, которые не очень хотят прививаться. Но уже сейчас на них смотрят косо, потому что они являются потенциально опасными. И наверняка любой пациент чувствовал бы себя гораздо спокойнее рядом с привитым доктором.
- Чем лучше прививаться переболевшим и тем, кто не болел ни разу?
- Вакцины так не делятся: взрослым, молодым, женщинам, мужчинам, переболевшим или нет. Ситуация немного другая.
В настоящее время в России есть три вакцины: "Спутник", "КовиВак", "ЭпиВакКорона". Все три имеют право на существование, но между ними есть разница по составу и способу получения. Тут нельзя сказать, что какой-то способ или состав лучше или хуже. Они все хорошие. Эти свойства не влияют на выбор той или иной вакцины.
Второе различие – дата вывода на рынок, количество публикаций в лицензированных журналах и завершенные исследования на предмет безопасности и эффективности. Тут по "Спутнику" накоплено больше информации в рамках фактического применения. Более того, "Спутник" поставляется в другие страны. И на примере других мировых вакцин мы знаем, что если какие-то побочные эффекты появляются, то об этом трубят на международном уровне. И если бы "Спутник" за границей плохо себя показал, то это бы был скандал. К этой вакцине претензий нет, её на сто процентов можно рекомендовать и использовать.
Я, как врач, считаю: чем больше сомнительных моментов и вопросов в отношении своих сопутствующих заболеваний есть у человека, тем более нужно склоняться в сторону проверенной вакцины.
Других отличий в рекомендациях по выбору вакцины нет.
- Я подозреваю, что у меня слабый организм. Не противопоказана ли мне прививка?
- Подозрение и диагноз – это разные вещи. Диагноз вам поставит только врач. Хотя даже медики не всегда дают адекватные советы касательно медотводов от вакцинации. В частности, самая опасная, актуальная и болезненная тема – это различные онкологические больные, многих из которых от вакцинации освобождают даже мои коллеги. Хотя на самом деле это глубочайшее заблуждение думать, что вакцина может у онкологического больного вызвать рак и так далее. Абсолютно не может. Более того, они в первую очередь должны вакцинироваться. Объясняется это тем, что заражение может привести к очень большим проблемам. Они болеют очень тяжело, а если выздоравливают, то могут превращаться в длительных вирусовыделителей (полгода и больше будут выделять вирус). Из-за этого не смогут получать лечение от рака. Поэтому эту группу пациентов надо в первую очередь вакцинировать.
Мы живём в эпоху "постправды", когда широко распространено использование сомнительных научных данных для распространения фейковой информации. Поэтому необходимо критически и осторожно относиться ко всему.