В программе – более 40 мероприятий, в том числе виртуальный спектакль режиссёра Михаила Патласова «Я Довлатова видел». Его участниками стали люди, которые в разное время общались с автором «Заповедника» и «Компромисса». Metro пообщалось с некоторыми из них.

Константин Азадовский, литературовед, однокурсник Довлатова.

– Учились мы вместе, но Сергея на лекциях я не видел. Обычно он сидел на скамейке перед факультетом то с одной, то с другой девушкой. Позже только с одной – своей будущей первой женой Асей Пикуровской. Эта история длилась недолго: Сергея отчислили. Когда Довлатов уже уехал в Америку, мы виделись несколько раз. Однажды, уже перед отъездом, Сергей стал суетиться, думал, что бы нам подарить. Затем протянул мне походную американскую фляжку для виски. Она до сих пор жива, стоит на полке на даче. Когда я её вижу, всегда вспоминаю Сергея.

США, Азадовский с супругой и Довлатов.

США, Азадовский с супругой и Довлатов.

из личного архива Константина Азадовского, "Metro"

Фото:


Борис Клементьев, журналист, редактор.

– Это было в начале 70-х. Мы работали вместе в газете «Знамя прогресса» Ленинградского оптико-механического объединения (ЛОМО). Разговаривать с рабочими и делать ежедневные обходы производственных цехов Довлатов отказался сразу: «Братцы, я ничего не понимаю в этих слесарно-станочных делах и железных хреновинах, зачем я буду путаться у токаря под ногами. Товарищу надо деньги зарабатывать, а я его отвлекать стану…» Так что с чисто производственными темами Довлатов не дружил. Пиком его газетного творчества стали материалы в рубриках «Из зала товарищеского суда» и «На темы морали».

Журналисты собирались в редакции к 10 утра, но с появлением Сергея уже никто не спешил бежать по цехам собирать новости и брать интервью. Сидели и ждали от Довлатова его новых «исповедей». Утром по обыкновению мрачный Сергей садился за стол, открывал свою толстенную записную книжку и вслух комментировал свежие записи. Прямо на глазах рождались маленькие спектакли.  «Героям» записной книжки он «отдавал или не отдавал» долги, грозил им расправой, смеялся над глупыми поступками знакомых, вспоминал имена женщин, с которыми, как правило, случайно знакомился.

Борис Клементьев, журналист, редактор.

Борис Клементьев, журналист, редактор.

из личного архива, "Metro"

Фото:


Вячеслав Бухаев, архитектор

– Впервые я увидел Довлатова в 1969 году на скульптурном комбинате, где делали памятник «Партизанская слава», который сейчас стоит под Лугой. Я пришёл к скульптору Саше Федотову. Рядом с ним сидел какой-то  мрачный парень. Познакомились, он назвался Сергеем. Пришло время обеда, скинулись по рублю. Нужно кому-то бежать в магазин. Я был самым молодым, но этот парень проявил инициативу.

Сидим, выпиваем. Сергей расцвёл, стал в красках рассказывать о своей работе в Ленинградском экскурсионном бюро. Было смешно.

А потом я был у Федотова в мастерской на Воронежской улице, он формовал бюст Ломоносова для одноимённой станции метро. Там снова Серёжу увидел, они выпивали. Позже, когда прочитал рассказ «Ботинки», понял, что тот мрачный высокий парень в мастерской был Довлатовым. Написал похоже, но без художественного вымысла не обошлось.

Вячеслав Бухаев, архитектор.

Вячеслав Бухаев, архитектор.

из личного архива, "Metro"

Фото: