За три года - с августа 2022-го по август 2024-го, по статистике МВД, кибермошенники похитили у граждан и вывели за пределы страны более 350 млрд рублей. И это только зарегистрированные в правоохранительной системе случаи, поэтому реальные цифры ущерба от мошенников кратно больше.
В арсенале преступников сегодня современные технологии и методы психологического воздействия, а их жертвами могут стать абсолютно все: молодёжь, кандидаты наук и даже звёзды шоу-бизнеса, а не только люди пожилого возраста, как это было принято считать раньше. Metro совместно с экспертами по кибербезопасности Сбера (ПАО Сбербанк) рассказывают, как оперативно распознавать звонки мошенников.
Какие мошеннические схемы наиболее распространены?
Основным каналом "связи" аферистов остаётся смартфон. По данным Сбера, мошенники могут совершать до 20 млн звонков россиянам в сутки, причём не только по номеру телефона, но и в мессенджерах. При этом "предлоги" таких разговоров постоянно меняются, но у них есть типичные "маркеры", которые должны насторожить.
Например, мошенники часто упоминают во время разговора с жертвой такие слова и фразы: "ФСБ", "МВД", "Центральный банк", "безопасный счёт", "назовите код из СМС / данные карты / паспорта / СНИЛС". Если слышите их в разговоре с незнакомцем, сразу бросайте трубку, это мошенничество.
Порой злоумышленники придумывают гораздо более изощрённые схемы. К примеру, имитируют работу банковского офиса, включая предъявление подцельных документов в мессенджере, или звонят работникам от имени "руководителей". Информацию о компании они берут из открытых источников, создавая подцельные профили в соцсетях. Эксплуатируют они и популярную сегодня тему инвестиций, предлагая пройти тест и получить доступ к платформе, которая поможет "приумножить" сбережения. Далее под видом регистрации в сервисе мошенники получают доступ к банковским счетам и выводят деньги.
350 млрд рублей с августа 2022-го по август 2024-го, по статистике МВД, кибермошенники похитили у граждан и вывели за пределы страны
Учитывая популярность и удобство госсервисов, которыми пользуются миллионы человек в России, здесь также появляются мошеннические схемы. В частности, рассылают фальшивые уведомления об откреплении от поликлиники, начислении нового налога или приходе доверенности на имя человека на Госуслугах. В любом случае злоумышленники пытаются выведать данные от государственных сервисов и с их помощью завладеть деньгами.
И, разумеется, обойти маркетплейсы, популярность которых бьёт все рекорды, мошенники также не могли. Киберпреступники предлагают пользователям подзаработать, оценивая товары на известной площадке. За работу действительно платят, что подсаживает людей "на крючок", они теряют бдительность. Далее им предлагают выкупать товары на маркетплейсе за вознаграждение (разумеется, ни товара, ни денег в итоге пользователи не получают), а тех, кто сомневается, просят предоставить свою банковскую карту якобы для приёма платежей - за вознаграждение. Таким образом, пользователей делают невольными соучастниками преступлений по выводу денег.
Почему мы отдаём деньги мошенникам?
Почему люди, несмотря на предупреждения, всё-таки попадают на удочку злоумышленников? Потому что большинство мошеннических схем основаны на так называемой социальной инженерии. Это совокупность психологических методов, которые позволяют войти в доверие к человеку и затем заставить его перевести свои деньги.
Все описанные выше схемы опираются на нашу эмоциональность. Здесь работают несколько факторов. Во-первых, доверительное отношение. К жертве обращаются по имени и отчеству, говорят спокойно и вежливо, втираются в доверие и начинают разыгрывать свою карту. Во-вторых, жертве могут звонить от имени значимого лица. К примеру, представляясь полицейским, сотрудником ФСБ или Финмониторинга, а также представителем службы безопасности вашей кредитной организации. В-третьих, играют на базовых желаниях и страхах человека. Их основная задача - заставить жертву нервничать и потерять способность рационально мыслить.
Кроме того, злоумышленники задают короткие вопросы, торопят и не дают сосредоточиться - к примеру, "не кладите трубку, иначе ваши деньги уйдут на другой счёт" или "не звоните родственникам". А в некоторых случаях переходят к более серьёзным угрозам.
Сотрудники банка уберегут от мошенников
Рассмотрим, как действуют мошенники, на реальной истории. Осенью в Сбер поступил звонок от 76-летней жительницы Петербурга. Она уточняла, почему банк остановил ей снятие с вклада более 7 млн рублей. Женщина была возбуждена, говорила сбивчиво, не могла объяснить цель снятия. Настораживал ещё и тот факт, что до окончания действия её вклада оставалось менее двух недель - и при досрочном снятии клиентка теряла начисленные проценты. Всё это вызвало подозрение сотрудников, они предположили, что клиентка находится под влиянием мошенников. Поэтому женщину пригласили посетить офис лично для подтверждения закрытия вклада.
В ходе беседы выяснилось, что в мессенджере ей написал неизвестный человек с аватаркой её руководителя и сообщил, что "в связи с жалобой на работу бухгалтерии ФСБ и МВД будут проводить проверку, поэтому необходимо побеседовать с якобы сотрудниками силовых структур и никому не сообщать об этом". Затем к беседе подключили лжесо-трудника Росфинмониторин
га, который предъявил фейковое платёжное поручение на средства, которые женщина якобы перевела на нужды ВСУ. После этого к "обработке" женщины были привлечены лжесотрудники СК и ФСБ, которые запугивали её, угрожая уголовным преследованием за государственную измену. Мошенники вынуждали её снять деньги и положить на якобы "безопасный счёт". Технологии банка своевременно остановили транзакцию с признаками мошенничества, а сотрудники Сбера уже окончательно убедились, что с женщиной общались аферисты, таким образом защитив её от потери 7 млн рублей.
5 ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ
Чтобы не попасться на удочку мошенников, самое главное - не совершать никаких действий на эмоциях. Нужно чётко запомнить: все финансовые операции осуществляются только на холодную голову.
1. В случае, если вам предлагают перевести деньги или отправить сообщение на незнакомый номер, как минимум вы можете дать себе время подумать и попросить перезвонить позднее. Этого хватит, чтобы посоветоваться с родственниками, поговорить с детьми или уточнить данные у работодателя или в вашем банке.
2. Если звонящий представляется сотрудником какой-то организации, то у вас есть всегда возможность положить трубку и перезвонить непосредственно в офис или отделение по телефонам, которые указаны на официальном сайте.
3. Сотрудники банков, полиции, ФСБ, государственных организаций никогда не решают вопросы по телефону.
4. Никогда и никому не сообщайте данные о ваших банковских счетах, номерах карт, пин-кодах, кодах из СМС. Более того, сотрудники банков не имеют права их запрашивать. Эта информация строго конфиденциальна и принадлежит только вам.
5. Кроме того, всегда есть возможность установить фильтр в виде умного определителя мошеннических звонков. Бесплатно установить его можно в приложении "Сбербанк Онлайн" (16+). Сервис предупредит об опасных входящих звонках, ведь он автоматически определяет номера мошенников, а значит, избавит от рисков стать жертвами мошенников и сбережёт время, нервы и, главное, ваши денежные средства.