Много эмоций и мнений вызвала и тема ЕГЭ – ведущие эксперты России высказали доводы за и против этой системы.

Неслучайно именно сейчас в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов обсудили тему воспитания в вузе. 2023 год был объявлен Годом педагога-наставника. Также страна празднует 200-летие со дня рождения основоположника русской педагогики К.Д. Ушинского. И в целом тема наставничества в системе высшей школы сегодня – одна из самых острых в обществе.

 

– Сейчас как никогда повышается внимание к личности воспитателя. Воспитание не прекращается после школы, и вообще оно идёт с человеком всю его жизнь, – говорит Ольга Васильева, академик, президент РАО, министр образования РФ в 2016–2018 годах. – Главный фактор воспитания – это уклад жизни. Нам нужно как можно скорее возвращаться к замечательной традиции в образовании – наставничеству, передаче нравственного и профессионального опыта. Об основных нравственных и государственных ценностях говорится и в Указе Президента России: патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, крепкая семья, созидательный труд, милосердие, справедливость, взаимопомощь. Это те необходимые нам идеалы, которые важно сберечь и укрепить.

 

Что было в СССР, чего не стало

Основоположником детского движения в нашей стране является Надежда Крупская. Именно Надежда Константиновна в 1922 году чётко определила задачи внешкольной работы: она должна быть интересной, ограждать детей от отрицательных влияний улицы, дурных поступков. Были созданы движение юных натуралистов, тимуровцев и другие детские организации. А первый теоретик наставничества – сам Ушинский. Его первые педагогические классы появились в Гатчине.

Александр Запесоцкий, академик РАО, членкор РАН, ректор СПбГУП.

Александр Запесоцкий, академик РАО, членкор РАН, ректор СПбГУП.

 

 

 

– Увы, с развалом Советского Союза государство отказалось от воспитания, что стало мощнейшим ударом по отечественному образованию, – говорит Александр Запесоцкий, академик РАО, член-корреспондент РАН, ректор СПбГУП. – От старой идеологии отказались, а предложить стране новую забыли. А ведь только и нужно было, что убрать какие-то устаревшие штампы, оставив действительно ценное и добавив новое, полезное. Пример – Китай, где так и сделали, и сейчас это передовая во всём мире страна.

 

В СПбГУП образование следует за культурой

– В нашем университете в 90-е годы собрался цвет ленинградской высшей школы, – вспоминает Александр Запесоцкий. – В этой среде и была разработана культуроцентристская концепция образования. Её суть в опоре на лучшие достижения российской и мировой культуры.

– Сейчас в СПбГУП успешно решены многие проблемы, – говорит Александр Запесоцкий. – Среди наших студентов полностью отсутствуют наркомания, алкоголизм, преступность, проявление межнациональной розни, экстремизм и т.д. Это свидетельствует об эффективной модели воспитания. То, что нужно нашей молодёжи и приветствуется работодателями. Отсюда и конкурс в СПбГУП под 80 человек на место, и стопроцентное трудоустройство последние 20 лет.

 

Академики обсудили проблемы ЕГЭ

Ольга Васильева, академик, президент РАО
– Я против натаскивания на ЕГЭ. Потом в вузах зачастую год изучают школьную программу. Также считаю, что надо возвращаться к вечерней форме обучения, давать возможность работать и получать образование.

 

Виктор Басюк, академик, вице-президент РАО
– Я бы не был сторонником отмены ЕГЭ, т.к. у этого формата есть много плюсов. Представьте, какой стресс для молодого человека сдавать кучу экзаменов. Ну и мы не должны лишать ребят возможности поступить в вуз своей мечты, независимо от того, как близко он от их дома.

 

Николай Гарбовский, академик-секретарь Отделения образования и культуры РАО, профессор МГУ
– Высокий уровень ЕГЭ по иностранному языку, с которым приходят поступающие, совершенно не соответствует реальным знаниям. Это вызывает вопросы, действительно ли ЕГЭ является критерием знаний.

 


"ЕГЭ несовместим с фундаментальностью образования. Детей натаскивают на пару предметов, а всего остального они не знают. Отсюда огромные проблемы их учёбы в вузах".
Александр Запесоцкий, академик РАО, членкор РАН, ректор СПбГУП


Президент РАО Ольга Васильева поздравляет с высоким званием профессора Владимира Триодина.

Президент РАО Ольга Васильева поздравляет с высоким званием профессора Владимира Триодина.

 

 

Награды учёных СПбГУП:

За высокий профессионализм и многолетний труд в сфере образования ведущие педагоги СПбГУП отмечены академическими наградами и званиями:

1. Медаль "За выдающиеся заслуги": Бирженюк Григорий Михайлович – заведующий кафедрой конфликтологии, доктор культурологии, профессор; Катышева Дженни Николаевна – ведущий профессор кафедры актёрского искусства, доктор искусствоведения.

2. Звание "Почётный работник образования": Пасешникова Лариса Алексеевна – первый проректор; Триодин Владимир Евгеньевич – ведущий профессор кафедры социально-культурных технологий, доктор педагогических наук.

3. Почётная грамота РАО: Каландаришвили Зураб Нодарович – заведующий кафедрой теории права; Комиссаренко Светлана Сергеевна – профессор кафедры конфликтологии, доктор культурологии; Успенская Анна Викторовна – ведущий профессор кафедры философии и культурологии, доктор филологических наук.

 


"Мы богаты русским духом, культурным достоянием. Но наша задача – передать это богатство следующим поколениям".
Виктор Басюк, вице-президент РАО, академик РАО