Любовь Рыбакова прошла карьерный путь от дизайнера до арт-директора популярного глянцевого издания, а в итоге – ведущего специалиста отрасли. Она заявила о себе в бьюти-индустрии, возглавив команду дизайнеров крупнейшего бренда, а затем поменяла направление своей карьеры и присоединилась к команде журнала о кино Ornament. Пока все вокруг говорили о конце эпохи печатных СМИ, первый в России полностью иллюстрированный журнал обзавёлся внушительной фан-базой.
В интервью Любовь рассказывает о том, как обстоят дела в индустрии печатной прессы, как журнал воссоздаёт эстетику знаменитых режиссёров и стоит ли дизайнерам бояться конкуренции с искусственным интеллектом.
Вы работали над множеством крупных и известных проектов, сотрудничаете с ведущими брендами. Можете рассказать про наиболее весомые достижения в своей карьере?
Мой карьерный путь начался с работы в журнале InStyle, где я отвечала за специальные рекламные проекты – сначала в должности дизайнера, потом стала продюсером. Это важный этап в первую очередь потому, что работа в глянце, в индустрии моды и красоты, всегда была моей мечтой. Мир глянца виделся очень привлекательным, в том числе благодаря фильмам и сериалам, где он ярко и красиво показан: "Дьявол носит Prada"(18+), "Секс в большом городе"(18+), "Из 13 в 30"(12+) и многих других. Работать в редакции я начала в период обучения в Британской высшей школе дизайна, и это был большой шаг к серьёзной дизайнерской карьере. И возможность сотрудничать со всемирно известными брендами: от Uniqlo и New Balance до Jaguar и Maserati. После InStyle я заняла должность арт-директора в компании Avon, где проработала почти шесть лет. Это тоже был невероятно интересный опыт: крупнейший бренд, масштабные рекламные кампании, общение со звёздными амбассадорами.
Чем работа арт-директора в международном косметическом бренде отличается от того, чем вы занимались в журнале?
Работа в косметической индустрии подразумевает частые запуски новых продуктов, и это всегда огромная работа, которую команда дизайна выполняет совместно с командой маркетинга, а также с глобальной командой. Частью моей работы как арт-директора являлась адаптация под российский рынок материалов, которые присылал глобальный офис. В других случаях передо мной стояла задача самостоятельно разработать идею и придумать, как её воплотить.
Какие крупные проекты были реализованы под вашим руководством в Avon?
Команда, которую я возглавляла, работала над масштабными проектами – например, организовывала съёмку девушек из 11 регионов России в рамках запуска серии тональных средств разных оттенков. Эта съёмка демонстрировала, насколько мы разные, хотя живём в одной стране. Если приглашали какую-либо знаменитость, то вместе с коллегами я продумывала целую историю, чтобы выделить продукт на фоне всех других. Моя команда создавала кампании с участием Ляйсан Утяшевой, группы IOWA, популярных блогеров. Очень интересным получился проект с актрисой Любовью Аксеновой – запуск линии стойких косметических средств. Важно было разработать креативную идею, и я решила отталкиваться от того, что героиня кампании – актриса, она много времени проводит под софитами, часто меняет образы, на съёмочной площадке у неё множество эмоций: смех, слёзы. Соответственно, надо было провести параллель между съёмками фильма и повседневной жизнью, где тоже немало эмоций и нужен макияж, который будет держаться в любой ситуации.
Как развивалась ваша карьера после работы в Avon?
Покинув компанию, я стала заниматься не только графическим дизайном, но и веб-дизайном, бренд-айдентикой, упаковкой, дизайном для соцсетей и так далее. Один из главных проектов – журнал о кино Ornament, в команду которого меня пригласили, когда издание только зарождалось и было сложно предположить, будет ли оно востребованным, как сложится его будущее. Ornament изначально был маленьким инди-проектом, но сейчас вышел за пределы страны и даже СНГ: помимо России, Армении, Грузии, Казахстана, Беларуси, он продаётся в Берлине, Риге, Лондоне. Кроме того, сейчас я работаю над различными проектами для мировых брендов. К примеру, для итальянского производителя кофемашин De’Longhi, для корпорации Luxotica – официального производителя брендовых очков почти всех знаменитых марок: Prada, Tiffany, Burberry, Ralph Lauren, Coach и множества других. Для Luxotica я работала над креативной концепцией стоек и зон для кейтеринга для конференции. Нужно было полностью разработать материалы – от идеи до подготовки к печати, это был достаточно масштабный проект. Рада была поработать для бренда Dove над подготовкой к событию с участием таких звёзд, как Дрю Бэрримор. Это была презентация кампании с очень интересной концепцией: марка объявила, что обещает никогда не применять в создании своих рекламных материалов искусственный интеллект, чтобы избежать формирования нереалистичных стандартов женской красоты. Моя работа заключалась в том, чтобы подготовить печатные материалы для презентации в соответствии с этой идеей – от коктейльных меню до пресс-воллов, перед которыми позировали знаменитости.
Вы работали в журнале о моде в те годы, когда глянец в России, возможно, переживал свои лучшие времена. Совпало ли ваше представление об этой индустрии с образом, который создавали упомянутые вами фильмы? С какими чувствами вспоминаете опыт, полученный в журнале?
У меня тёплые воспоминания об этом времени: несмотря на дедлайны, неизбежные форс-мажорные ситуации, это был потрясающий опыт работы в прекрасной команде. Возможность побывать на самых интересных событиях, сотрудничать с лучшими профессионалами индустрии, провести съёмки со звёздами из мира шоу-бизнеса, спорта, фешен-сферы. Было ли это похоже на кино? На самом деле да, если не считать популярных мифов из фильмов – вроде того, что в редакции журнала обязательно есть "волшебная гардеробная" с брендовыми нарядами. Но атмосфера передана довольно точно: это очень активная, живая, увлекательная работа. Я многому научилась, работая в редакции: в первую очередь общаться с самыми разными людьми, включая знаменитостей, быстро принимать решения в стрессовых ситуациях, спокойно воспринимать критику и уметь адаптировать свои творческие идеи под разные запросы.
С вашей помощью были реализованы рекламные кампании InStyle для таких знаменитых марок, как Jaguar, Land Rover, Maserati, Uniqlo, Kenzo, Escada и многих других. Расскажите, пожалуйста, какая из коллабораций запомнилась больше всего?
Все проекты были запоминающимися, нередко приходилось решать непростые задачи. Например, для совместной кампании Jaguar и ювелирного бренда H.Stern предстояло договариваться с одним из торговых центров, чтобы снимать на подземной парковке. Кроме того, нужно было придумать, как объединить тему автомобилей и эстетику драгоценностей. Сложность съёмки состояла в том, что автомобиль – это очень масштабный объект, а украшения, наоборот, мелкие предметы, которые тем не менее тоже необходимо показать в деталях. Поэтому нужно было тщательно продумать раскадровку: одни кадры делались больше с фокусом на машину, а другие – на драгоценности, но тоже с акцентом на салон авто. Моя команда успешно реализовала этот проект, и съёмка до сих пор мне кажется одной из самых удачных.
Все последние годы мы слышали о том, что печатная пресса уходит в прошлое – как в России, так и во всём мире. Тем не менее, кажется, намечается тенденция на запуск новых изданий. За последнее время появились "Правила жизни", "Чтиво", "Москвичка". Поскольку один из ваших проектов – это именно печатный журнал, хочу спросить, каковы ваши мысли и прогнозы насчёт будущего индустрии?
Когда в 2019 году мы запускали журнал, все говорили, что мы сумасшедшие мечтатели: ведь всё уходит в Интернет – и печатная пресса никому не нужна. Но нам было важно сделать журнал именно печатным. Он задумывался как своего рода альманах: каждый номер посвящён одному режиссёру и его фильмам. Это не тот журнал, который вы полистаете и выбросите, это скорее издание, которое, как книга, будет лежать на кофейном столике или стоять на книжной полке. Ведь уже тогда, пять-шесть лет назад, одновременно с тем, как издания массово переходили в диджитал, появлялись такие тенденции, как, например, тренд на плёночную фотографию или на виниловые пластинки. Сейчас любую книгу можно прочитать в электронном виде, но много и тех людей, которые по-прежнему ходят в книжные магазины. Точно так же есть те, кто всегда будет покупать печатные журналы. Опыт Ornament это подтверждает, поскольку журнал существует за счёт продаж.
Очень необычное явление для мира печатных СМИ – ведь не секрет, что журналы, как правило, существуют на деньги от рекламы. То есть перспективы есть именно у таких изданий, как ваше, – рассчитанных на достаточно узкую аудиторию?
Я думаю, что будущее за изданиями с классным уникальным контентом. Я вижу, что в Москве немало таких инди-проектов, можно увидеть на полках книжных магазинов подобные издания. Возможно, они и не станут мейнстримом, но, безусловно, у них есть свой читатель. Что касается мирового рынка, тоже нельзя говорить о конце эпохи печатных СМИ: как и раньше, существует огромное количество журналов, начиная от небольших независимых проектов до громких имён вроде Vogue, Esquire, GQ и так далее.
Ornament стал первым в России полностью иллюстрированным журналом – без фотографий, только со статьями о кино и иллюстрациями. Как появилась эта концепция и какую роль вы сыграли в её воплощении в жизнь?
Основатель Ornament Маргарита Якунина продумывала эту идею четыре года, прежде чем появился журнал. Концепция состояла в том, чтобы сделать издание о кино с классными авторскими текстами и иллюстрациями в духе эстетики разных режиссёров. Когда мне предложили присоединиться к команде, я сказала, что журналы и кино – это две мои самые большие страсти, поэтому я в игре. На тот момент ни у кого не было чёткого понимания, как будет выглядеть журнал: были отдельно тексты, иллюстрации и пустые полосы. Моя первая задача состояла в том, чтобы придумать, как всё это объединить. Сейчас мы продумываем всей командой каждый номер, устраиваем креативные брейн-штормы, ищем новые подходы. Как арт-директор, я также веду коммуникацию с авторами, иллюстраторами. Всё это очень большая командная работа.
Какие задумки, которые были воплощены в журнале под вашим руководством, оказались особенно успешными?
Идей, которые были придуманы специально для Ornament, очень много. Начнём с того, что каждый новый номер отличается от предыдущих по вёрстке, и в соответствии с темой номера мы придумываем что-то необычное. Это может быть особое расположение иллюстраций, сочетание шрифтов, отсылки к фактам или явлениям – иногда не прямые, а зашифрованные в виде своего рода "пасхалок", которые так любят поклонники кино. Например, в журнале о Вуди Аллене, карьера которого напрямую связана с Нью-Йорком, у нас были отсылки к вёрстке журнала New Yorker. А номер про Квентина Тарантино, помимо статей о самых популярных лентах режиссёра, включал раздел, посвящённый B-movies – тем фильмам, которые смотрели разве что самые преданные фанаты. Вёрстку там мы сделали нарочито "не глянцевой", олдскульной, а фильмографию оформили в виде полки с видеокассетами, на которых как будто бы на машинке напечатаны названия. Все эти небольшие визуальные находки помогают создать нужную атмосферу.
Вы говорили об искусственном интеллекте, вокруг темы которого построена кампания бренда Dove. Кроме уже упомянутого создания недостижимых идеалов многих беспокоит и другой вопрос: не оставит ли ИИ без работы людей определённых профессий, в том числе дизайнеров? Не пугает ли вас развитие AI-технологий?
Меня как дизайнера нередко об этом спрашивают. Я считаю, что развитие искусственного интеллекта скорее позитивная тенденция. О том, что ИИ заменит дизайнеров, думаю, говорить слишком рано: технологии ещё не настолько совершенны. AI может легко выполнять сложные задания, но при этом иногда не справляется с простейшей задачей – например, нарисовать человека с нормальным количеством пальцев или правильно расположить тень. Людей часто пугает что-то новое, но по мере того, как начинаешь это новое изучать, понимаешь, что такие инструменты действительно могут облегчить многие рабочие процессы и помочь сэкономить время. Мне кажется, людям творческих профессий есть смысл учиться правильно ставить задачу искусственному интеллекту, и тогда можно будет воспринимать его не как конкурента, а как помощника.
Что является источником вдохновения для ваших идей – в частности, для оформления журнала? И как бы порекомендовали развивать насмотренность тем, кто делает первые шаги в дизайне?
Вдохновение черпаю из самых разных источников: это кино, музыка, мода, музеи, архитектура, путешествия. Насмотренность действительно очень важна. Я бы посоветовала начать с того, что вам интересно: кто-то смотрит много кино, кто-то любит просто гулять по городу и разглядывать вывески, фасады, дома. Кому-то нравится сохранять вдохновляющие картинки, составлять мудборды. Самое главное – больше изучать, внимательнее смотреть вокруг и тренировать умение подмечать красивые детали в повседневной жизни.