Вложения в стартап сопряжены со множеством рисков. По факту, 8 из 10 проектов прогорают, и только 1% "взлетает" и демонстрирует показатели сверхприбыли, поэтому владельцы капитала крайне осторожны в выборе объекта для инвестиций. Далеко не все стартапы могут рассчитывать на приток денежных средств извне, что часто связано с типичными ошибками фаундеров. О них рассказал Ренат Мансуров, ТОП-1 Фандрайзер в СНГ, эксперт MBA в сфере "Инвестиции в инновациях".

Непонятная бизнес-модель

Фаундеры проекта должны четко представлять, на чем они будут зарабатывать деньги, и уметь объяснить это инвесторам. Последние стремятся к пониманию, как будет получена прибыль, и на основании этого оценивают риски. Если у стартапа непонятная бизнес-модель, финансовые перспективы туманные, а от основателей исходят только обещания сверхприбыли, вкладывать средства в такой проект не стоит.

Что делать: дорабатывать бизнес-модель, честно ответив себе на вопрос, каким образом стартап будет зарабатывать деньги, и какие показатели прибыли можно прогнозировать.

 

Высокий уровень риска

Перед тем как вложить деньги, инвесторы проводят тщательный анализ не только стартапа, но и сегмента рынка, на который он нацелен. Если ниша еще плохо изучена, не устоялась, инвестиции подвергаются большому риску. Вряд ли кому-то захочется вкладывать средства в проект с туманными перспективами.

Что делать: тщательной изучить и проанализировать свой сегмент рынка, чтобы подвести под стартап доказательную базу. Важно убедить инвесторов в минимизации рисков.

Недостаточная подготовка

"Презентуя свой проект, фаундеры должны быть готовы к самым неожиданным вопросам инвесторов. Но кропотливая подготовка – редкое явление. Чаще стартапы выходят на "арену" слабо подготовленными, без четкого бизнес-плана, из-за чего создается впечатление отсутствия у них перспективы развития", – уверен эксперт MBA в сфере "Инвестиции в инновациях" Ренат Мансуров.

 

Что делать: собрать максимальное количество возможных вопросов и возражений, тщательно их проработать. Это также позволит увидеть слабые стороны проекта и своевременно закрыть их или обосновать.

 

Переоценка стоимости компании

Любой фаундер стремится оценить свой проект подороже, чтобы привлечь больше инвестиций. Для реализации цели он пытается выделить в стартапе максимальное количество преимуществ и представить их инвестору. Последний хочет вложить минимальную сумму, необходимую для запуска бизнеса. Его интересуют базовые "опции": продукт, клиентская база, количество предзаказов и другое. Когда оценка проекта, произведенная инвесторами, значительно меньше той, что обозначили фаундеры, с внешним притоком денежных средств могут возникнуть проблемы.

Что делать: беспристрастно рассчитать финансовую модель или привлечь специалиста. Если разрыв между оценкой фаундера и инвестора небольшой, можно урегулировать детали в процессе переговоров.

Неясные правовые и финансовые аспекты

Когда у компании отсутствует прозрачность, это вызывает серьезные подозрения. Финансовые проблемы, неясные правовые аспекты отпугивают инвесторов и заставляют их сделать выбор в пользу стартапа с более понятной моделью.

Что делать: заранее урегулировать все нюансы, связанные с правовой и финансовой деятельностью компании, чтобы у инвесторов не возникало сомнений.

 

"Основной ошибкой фаундеров я бы назвал непонимание и нежелание учитывать потребности инвесторов, будь то возврат на инвестиции, социальное воздействие или инновационные технологии. Успешный стартап четко знает, как он будет зарабатывать, имеет понятную и прозрачную бизнес-модель и умеет подтвердить свои преимущества фактами, а не обещаниями", уверен ТОП-1 Фандрайзер в СНГ Ренат Мансуров.

 

*Сервис Instagram принадлежит признанной экстремистской и запрещённой в стране компании Meta.