Первые впечатления от чемпионата Европы по футболу? Глубокий шок! Увы, он вызван вовсе не тем, что сборная России воскресла в концовке матча с англичанами, огорчив великого и ужасного Уэйна Руни. И не суперголом француза из «Вест Хэма» Димитри Пайе, который неотразимо пробил из-за пределов штрафной, почти порвав румынскую сетку. И даже не выдающийся матч скромнейшей сборной Исландии с Криштиану Роналду и прочими португальцами, завершившийся вничью, вызывает сильнейшие эмоции.
Есть ощущение, что меня обманули. Украли мечту. Я столько ждал этот Евро, чуть ли не отрывал страницы календаря, так хотелось поскорее окунуться в удивительную атмосферу, которую дарит лучшая в мире игра с мячом. Ведь функция футбола созидательная, а не разрушительная, объединяющая, а не разобщающая. Как и любому нормальному человеку, мне просто хотелось стать частью праздника, соединяющего сердца людей, не взирая на цвет кожи, язык и вероисповедание.
Перед чемпионатом я закрывал глаза и видел космические голы, умопомрачительные вратарские сейвы, интригующие сценарии, гениальные тренерские ходы, превосходство слабых над сильными – куда же без чуда?
А ещё я видел ярких болельщиков, радостно улыбающихся, с нарисованными на щеках национальными флагами, в красочных майках с лицами любимых футболистов. В высоко поднятых руках они держали шарфы с названиями своих сборных.
И что же я вижу сейчас, рассматривая фотографии, поступающие из Франции? Вместо дружелюбия я вижу ненависть, вместо картинок на щеках – кровь, вместо флагов в руках – разбитые бутылки. В глазах кучки оголтелых фанатов, марширующих по французским улицам подобно армии Урфина Джюса, сквозит ярость, их поступки отвратительны, их действия вызывают оторопь, недоумение. Ядовитый пар, поднимающийся от задействованных там и тут дымовых шашек, похож на туман войны.
Это всё равно, как если бы я пришёл в музей, чтобы посмотреть на уникальные экспонаты и классно провести время, как вдруг произошло бы немыслимое: надрывая глотки и выпучивая глаза, в зал ворвались какие-то непонятные люди, а потом достали биты и, несмотря на присутствие женщин и детей, начали крушить всё вокруг.
Но не материальный ущерб огорчает сильнее всего, а душевные раны, которых становится всё больше с каждым таким крупным футбольным турниром, где фанаты бросаются друг на друга, словно бешеные псы. И вера в объединяющую силу футбола подрывается.
«Господи, ну почему нельзя было поехать на чемпионат Европы, чтобы просто посмотреть футбол?» – этот вопрос пульсирует в голове, не даёт покоя. Зачем жить не сердцем, а звериным инстинктом? Почему нельзя оставаться человеком, для чего нужно показывать своих внутренних демонов?
Увы, но фанаты – это срез общества, а значит, есть в нашем обществе какой-то изъян, и это самое страшное.
Как тут не вспомнить советский футбол и чёрно-белые фотографии с матчей того времени. Ты видишь на них переполненные стадионы, вмещающие сотни тысяч человек, – нонсенс для российского футбола. Ты видишь маленьких детей, лица которых светятся счастьем. Они идут на игру вместе с папами и мамами в ожидании сказки.
Так и хочется перенестись в то волшебное время, стать одним из тех, кто бодро, не оглядываясь по сторонам, шагает на стадион, улыбаясь соседу, показывая большой, а не средний палец болельщику чужой команды.
А уже на трибуне ты садишься, чтобы спокойно, без оглядки на противоположные фанатские сектора, смотреть спектакль вместе с такими же простыми, добрыми, желающими отдохнуть от забот и печалей людьми...
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.