Новый альбом называется «Страха нет». А вы чего боитесь?
Сейчас страха нет (улыбаясь, ответил музыкант, оглядывая редакцию). У каждого человека есть страхи и фобии, и у меня тоже. Иногда темноты боишься, иногда боишься, что кирпич на голову упадёт, а ты альбом не успел записать.
Каким получился альбом?
Он получился задорный, весёлый, хулиганский в отличие от предыдущего («Один на один». – Прим.ред.), который был глубоким и лирическим.
Что у вас в плеере звучало, пока работали над ним?
Я слушал последние альбомы: Florence + The Machine, Arctic Monkeys, Skunk Anansie, Джейка Багга слушал, Джорджа Эзра. Одна из любимейших старых групп для меня – Sonic Youth. Всё, что появляется нового, я всё слушаю. Из российских – «Сплин», «Гражданскую оборону» в последнее время снова начал слушать.
А на каком концерте были в последний раз?
Как раз на Florence + The Machine в Амстердаме. Мне на день рождения группа подарила билеты, чтобы я посмотрел на один из своих любимых коллективов.
Вы задумывались, чем бы вы занимались, если бы остались в Таганроге?
Работал бы строителем, наверное. Я просто жил бы себе, у меня была бы семья, и я бы работал там, где была бы работа. Музыкой, вполне возможно, я не занимался бы.
Расскажите про ваше увлечение живописью. Почему начали рисовать?
У меня много друзей-художников, и я начал рисовать. Как говорит один мой товарищ, рисовать может каждый, просто кто-то смелый и любит это делать, а кто-то стесняется. В любом виде искусства есть одно главное правило: нравится – не нравится, искренне – неискренне. Когда ты делаешь что-то искренне, крайне тяжело оценить и дать оценку. Рисование – это больше, чем просто умение повторить объект. Музыкального образования у меня тоже нет. Надо просто понимать, что, если человеку что-то хочется делать и он делает это искренне, это уже хорошо. Есть ремесло, а есть порыв. Если есть обратная реакция на ваше творчество – неважно, негативная или позитивная, значит, это можно в принципе назвать искусством.
А где можно увидеть ваши картины?
Я их не показываю. А вот фотовыставку мою можно будет увидеть. Сейчас отбираю материал, выбираю тему и думаю, что будет фотовыставка весной.
На выставку Серова в очереди не стояли?
Не стоял, но я был там, когда ещё не было ажиотажа.
Как думаете, почему такие очереди были?
Хорошая пиар-компания. Плюс это же наш! В «Инстагарме» я часто публикую картины, которые мне понравились. И в комментариях пишут, почему вы, Роман, постоянно показываете работы не наших художников. А как же Шишкин, а как же Айвазовский? Я подумал, действительно, пошёл в Третьяковку. Там была выставка искусства XX века с хорошей подборкой работ русских художников. И я начал рассказывать о них, но их-то никто и не знает. Знают только Шишкина, Репина, Серова и Айвазовского.
Обычно музыканты не очень-то любят корпоративы. Вспомните самый ужасный...
Были они в начале творческой деятельности, когда я только знакомился с этой формой. И тогда многое удивляло, а сейчас мало что может уже удивить и огорчить тем более. Я помню, это было где-то в Москве, в Серебряном Бору, в обычном домике. Выступали перед нефтяниками. Там были два пространства, две комнатки, которые разделялись большим проёмом. В одной комнатке мы стояли, а во второй через этот проём – были четыре человека: два мужика и две женщины. Мне кажется, они через этот проход всех музыкантов даже не видели, разве что меня, стоящего в центре. Они ели и слушали, а мы играли в полной тишине, без аплодисментов. Это было ужасно. Ведь без взаимодествия с публикой просто невозможно выступать.
Вы учились на режиссёра, уже попробовали себя в этой роли?
Да, снимаю клипы для себя и других, где-то со своим участием, где-то нет. Это игровые клипы, в которых присутствует сюжет, поэтому это можно назвать музыкальное видео короткого метра.
А что насчёт большого кино?
Большое кино – это большая команда, здесь важно коллективное творчество, в отличие от музыки, где я могу записать слова, записать музыку, сесть за компьютер, сделать аранжировку – и в течение трёх часов песня готова, можно выкладывать в сеть. В кино я так сделать не смогу. Кроме того, в кино бюджет гораздо больше, чем в музыке. Для того, чтобы мне создать песню не требуется денег вообще, а в кино – большие деньги.
Какая у вашей старшей дочери любимая песня из творчества "Звери" (вообще у Ромы две дочери, 8-летняя Ольга и дочка Зоя, которой нет и года)?
Ей нравится наша песня "Молнии", неочень известная песня. Ей нравятся страшные шумы на заднем фоне, они её каким-то образом пугают и вызывают интерес.
Дуэтом вы с ней не поёте?
Я её знакомлю с музыкой. Вот вчера мы приезжали на студию, и я показывал ей, как делается аранжировка. Она напевала какую-то народную песню, которые они сейчас поют на хоре в музыкальной школе "Ой, ты ветерок…", я потом показывал, какие есть варианты ритмического рисунка, гармонического рисунка, как можно сделать разное звучание. Правда потом завис компьютер и ничего не сохранилось, мы немного расстроились, но я ей объяснил, что работу мы проделали большую и теперь можем очень быстро все восстановить.
Можете с ходу придумать рифмы к словам дума, депутат и выборы?
Если подумать, то можно придумать. Я всё-таки не фристайлер. Не Noize MC, который быстро может выдать текст на любую тему. У меня к слову другое отношение. Все тексты тщательно прорабатываются, дорабатываются и дописываются. Мы иногда общаемся с Женей Мильковским из группы "Нервы", так вот Женя совсем по-другому пишет песни. Он придумывает какую-то красивую мелодию (начинает тонко напевать тадам-та-дам), а потом к ней придумывает слова, подбирает, чтобы они созвучны были красивому та-да-дам. Я не понимаю, как так! Для меня мир рухнул. Для меня слово – главное, и отталкиваясь от смыслка, настроения, придумываешь мелодию.
Вы ходите на выборы?
Я не участвую в выборах, я не считаю, что это принесет пользу мне или другим людям.
Вы принимали участие в нашем фетивале Metro On Stage. Что думаете о молодых исполнителях, насколько сегодня реально пробиться?
Реально. Главное о чём ты говоришь с публикой, на каком языке. Сейчас даже проще стало. Учитывая количество пабликов в соцсетях, можно быстро стать известным и собирать до тысячи человек в клубах, гастролируя. Путь к зрителю стал проще. Если раньше нужно было искать каких-то дядь, тёть. "А у меня есть знакомый гримёр, который Эрста гримирует, счас всё сделаем" – такого уже нет, ну или есть не в таком объёме. Единственное, что мне не нравится, что музыка становится однотипной, все копируют друг друга.
Каким вы видите свою старость?
Я в будущее так далеко не заглядываю. Я бы не хотел в старости много находится на сцене. Потому что сцена – это агрессивное, энергетически сильное место, где нужно быть задорным, резким, борзым, молодым. А старость – это что-то более спокойное и размеренное.
Вы говорили, что вам не нравится, когда музыканты высказываются по поводу политики. В чём польза музыканта для общества?
Музыкант не должен лезть в политику. Поэтому мне не нравится Боно (лидер группы U2 – Прим. ред.). Я не могу объяснить почему, но мне не нравятся музыканты, которые начинают быть голубями мира и хотят всему миру чего-то рассказать, политикам, какие они плохие. Люди приходят на концерты, чтобы песни послушать и вместе их попеть. Это же праздник, чудо какое-то, приходит и токарь, и слесарь, и бандит. Музыка объединяет. Нам песня стороить и жить помогает, это очень сильная фраза на самом деле. Песня действительно помогает справляться с различными ситуациями в жизни.
Расскажите, как вы познакомились с женой?
Это давно случилось в Санкт-Петербурге. Ко мне на интервью пришло две девушки, одна представилась: Я журналист из газеты "Смена", а это фотограф. На самом деле Марина не могла снимать, она переживала, что я захочу посмотреть снимки, а она ничего не снимала. Так познакомились, после концерта общей компанией поехали на ужин. Потом я приехал к ней в Санкт-Петербург. Ну, как-то так. А с журналисткой мы поссорились, потому что она в итоге слила про нас информацию в СМИ. 7 лет с ней не общались, потом помирились.
Читайте также: Музыкант Рома Зверь взял интервью у бегуна Усейна Болта