С чего все началось
"В истории человечества все существовавшие календари так или иначе были связаны с религиозной традицией. Со времени принятия христианства на Руси установилось летоисчисление от сотворения мира, случившегося, как считается, за 5508 лет до Рождества Христова. При этом названия месяцев были заимствованы из юлианского календаря, появившегося в I веке до н. э. при Юлии Цезаре, который в 46 г. до н. э. провел календарную реформу. По юлианскому календарю жила и Византийская империя, откуда христианство пришло на Русь. Кроме того, Русская Православная церковь вычисляла дату празднования Святой Пасхи по особому лунно-солнечному календарю, который находился в тесной связке с юлианским", – объясняет доцент, заместитель заведующего кафедрой общественных наук РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат политических наук Сергей Оськин.
Однако, по словам эксперта, юлианский календарь не был точен с астрономической точки зрения: солнечный год продолжается 365 суток 5 часов 48 минут и 46 секунд, а средняя продолжительность года в юлианском календаре составляет 365 суток и 6 часов (три года по 365 дней и в каждый четвертый год – високосный – добавляется дополнительный день). Будучи длиннее астрономического на 11 минут 14 секунд, юлианский год отставал от реальной смены лет. К XVI веку стало очевидным смещение дня весеннего равноденствия по отношению к юлианскому календарю, что создавало трудности при вычислении даты Пасхи. Это привело к реформе календаря, инициированной римским папой Григорием XIII, по имени которого обновленный календарь и стал называться григорианским. После 4 октября 1582 года наступило 15 октября, т. к. юлианский календарь к тому времени отставал от солнечного уже на 10 дней.
"В григорианском календаре, как и в юлианском, каждый четвертый год является високосным, за исключением лет, номера которых делятся на 100, но при этом не делятся на 400 (так, 1900 год не был високосным, а 2000 – был), – уточняет историк. – Таким образом, за каждые 400 лет григорианский календарь имеет на 3 високосных года меньше, чем юлианский, за счет чего он значительно ближе к астрономическому: разница в сутки между ними набежит только в течение 3323 лет.
Первым был царь-реформатор
Юлианский календарь в качестве государственного с 1 января 1700 года ввел Петр I, приблизив Россию к европейскому летоисчислению.
"Введение православным монархом господствовавшего в Европе григорианского календаря было невозможно, т. к. на него опирались и католики, и протестанты, хотя с начала XVIII века разница между двумя календарями составляла уже 11 суток, – объясняет Сергей Оськин. – В том же 1700 году после смерти патриарха Адриана царь запретил выбирать следующего, а в 1721 году был создан государственный орган управления церковными делами – Святейший Правительствующий Синод. Таким образом, государственной религией в Российской империи было православие, а церковь была частью механизма государства, и объединяющим их фактором служил юлианский календарь. По этой же причине, чтобы не нарушать единство православия и самодержавия, император Николай I в 1830 году по рекомендации министра народного просвещения князя К. А. Ливена отклонил ходатайство Императорской Академии наук о введении в России григорианского календаря".
В 1899 году при Русском астрономическом обществе была создана комиссия по вопросу о реформе календаря в России. Входивший в нее Д. И. Менделеев выступил за принятие особого "русского стиля" летоисчисления: в 1900 году изъять из календаря 14 дней, а затем каждые 128 лет исключать високосные годы. В итоге все предложения о реформе календаря были отклонены не без влияния Святейшего Синода во главе с К. П. Победоносцевым.
"Отречемся от старого мира" во всем
По словам Сергея Оськина, после Февральской революции 1917 года Временное правительство задумалось над переходом на григорианский календарь, так как в официальных документах и письмах уже часто применялось двойное написание дат, особенно если они касались событий в других странах, но времени на реформу Временному правительству просто не хватило, поскольку в октябре 1917 года к власти в России пришли большевики.
"Советское правительство во главе с В. И. Лениным подхватило идею реформы календаря по ряду причин, – говорит эксперт. – Во-первых, лозунг "Отречемся от старого мира" предполагал отказ от многих отличительных признаков прошлого, в том числе и старого календаря. Во-вторых, большинство трудящихся всего мира – представителей передового рабочего класса – уже жили по григорианскому календарю. В-третьих, григорианский календарь был удобен для дипломатической и внешнеторговой деятельности. И наконец, в-четвертых, лично В. И. Ленин крайне негативно относился к религии и церкви, а большевики рассматривали Православную церковь (как и любые другие религиозные институты) в качестве главного идеологического конкурента за умы и сердца трудящихся, поэтому от юлианского календаря как ее атрибута нужно было отказаться. Поэтому 16 (29) ноября 1917 года, уже через три недели после установления Советской власти, на заседании Совета народных комиссаров был поставлен вопрос о необходимости скорейшего перехода на григорианский календарь.
Церковь – отдельно, календарь – отдельно
Итак, 20 января (2 февраля) 1918 года декретом Совнаркома Русская Православная церковь была отделена от государства, другим решением была создана комиссия по переходу на новый календарь. К тому времени разница между григорианским и юлианским календарями составляла уже 13 суток. Комиссия предложила либо уменьшить каждый из последующих 13 лет на сутки (тогда реформа растянулась бы на 13 лет), либо перейти к григорианскому календарю одномоментно.
24 января (6 февраля) 1918 года был принят декрет Совнаркома РСФСР "О введении в Российской республике западноевропейского календаря" (опубликован 26 января). Официальной причиной перехода на новый календарь было названо установление в России исчисления времени, одинакового "почти со всеми культурными народами". Совнарком постановил, что после 31 января 1918 года сразу должно наступить 14 февраля.
"Советская Россия стала одной из последних стран мира, отказавшихся от юлианского календаря на государственном уровне. Из христианских стран в 1919 году перешли на григорианский календарь Румыния и Югославия, в 1924 году – Греция, – подытоживает историк. – В 1923 году Второй Поместный собор Русской Православной церкви в Москве по предложению митрополита Антонина принял резолюцию о переходе церкви на григорианский календарь. Однако патриарх Тихон, находившийся под стражей и не принимавший участия в Поместном соборе, в своем Послании осудил это решение как слишком поспешное, не отрицая самой возможности перехода церкви к григорианскому календарю, а затем и от этой идеи отказался. В последний раз Русская Православная церковь поднимала вопрос о переходе на григорианский календарь в 1948 году, однако и тогда он не был решен положительно.
Сегодня по юлианскому календарю продолжает жить вторая после России по численности населения, исповедующего православие, страна мира – Эфиопия, из 120-миллионного населения которой около 50% – православные христиане.