1 марта исполнится 20 лет подвигу 6-й парашютно-десантной роты ВДВ. 84 бойца из 90 погибли на высоте 776 в Аргунском ущелье, cдерживая натиск более чем 2 тыс. чеченских боевиков. Metro пообщалось с теми, кто первым поднялся на высоту после гибели своих товарищей

Сейчас практически всем погибшим в Аргунском ущелье десантникам установлены бронзовые бюсты на их родине. Авторы работ, скульпторы из разных городов России,  работали над этим проектом более полугода.

– Скульптуры делали по фотографиям, – рассказал Metro автор из Петербурга Александр Спиридонов. – Консультировались с родными, к нам в мастерскую приезжали матери десантников, их сёстры, мы высылали родственникам эскизы. Часто приходилось вносить исправления: поправлять скулы, губы, глаза, улыбку. Некоторые матери просили сделать так, чтобы их сын выглядел младше, потому что для них он остался мальчиком, а не мужественным героем. Например, у погибшего Александра Исаева была всего лишь одна фотография, по которой я лепил портрет. Потом благодаря сестре и матери Александра мы вывели работу на нужный уровень.  Реакция на готовые скульптуры была разная. Одни родственники придирчиво рассматривали бюст и огорчались, что мы не сделали памятник в полный рост. Другие обнимали своего солдата и плакали. А на наш вопрос, похож или нет, отвечали: "Какая разница! Главное, что вы увековечили память о моём сыне".

Выжившие молчат
Из 90 бойцов 6-й роты выжили только шестеро.  Одному из них – Александру Супонинскому – было присвоено звание Героя России. Он сейчас живёт в Альметьевске, работает в нефтяном холдинге, растит двоих детей. Ни он, ни его товарищи практически не рассказывают о себе и тем более о событиях 20-летней давности. Остальные пятеро выживших десантников – Алексей Комаров, Роман Христолюбов, Андрей Поршнев, Евгений Владыкин и Вадим Тимошенко – живут в Удмуртии, Петербурге, Кирове и Архангельске.
  1 марта всех их ждут в Пскове в 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии, где пройдут памятные мероприятия.

Авиация могла помочь
О подвиге 6-й роты снято несколько фильмов, как документальных, так и художественных. Но до сих пор неизвестно, что именно там произошло и почему в течение двух дней к ним никто не пришёл на выручку.
Сразу после смертельного боя на высоте 776 оказались десантники из 1-й роты.

– Рота у нас была сводная, впрочем, как и весь батальон, – рассказал Metro десантник Александр Левин-Лейн. – В основном состоял из контрактников. Мы стояли в двух километрах от высоты № 776. Утром 29 февраля поступила команда выдвинуться к месту боя. Мы проехали на броне около километра, после чего услышали вдалеке стрельбу. Колонна остановилась. Было около 12 часов дня. Мы долго стояли в неведении. Потом в воздухе появился воздушный патруль – над нами барражировали два вертолёта Ми-24. Позже много писали о том, что был сильный туман и авиация не могла помочь. Это чушь, погода была солнечная, а туман опустился только вечером.  Нам сказали, что обложили 6-ю роту и все, кто может идти (у 90% солдат были обморожены ноги), должны скинуть с себя всё лишнее и взять больше боеприпасов.

Команды "Вперёд!" и тут же "Отбой!" длились часов до шести вечера. Всё это время мы стояли на месте. А бой всё шёл... Затем к нам вышли десантники из 6-й роты – Христолюбов и Комаров. После аудиенции с командирами они пришли к нашему костру. Как вышли Владыкин и Тимошенко, я не видел. Под утро мы услышали какие-то крики. Через ущелье, по которому течёт река Абазулгол, перед нами как на ладони открывалась соседняя гора. Мы видели, как два человека скатились по практически отвесному склону. Через некоторое время они сумели выйти к нам. Это оказались Поршнев и Супонинский, у последнего была прострелена нога. Потом долго воздух сотрясали крики "Аллах акбар!" и на соседней горе горели костры боевиков. Наконец всё стихло. В ночь с 1 на 2 марта поднялись на высоту. Насчитали 11 трупов парней. Вернулись. Днём 2 марта  пошли за парнями. Поднялись на 776.0. Вдруг за деревьями увидели людей в маскировочных халатах. Залегли. К счастью, это оказались наши разведчики. Через некоторое время авиаразведка доложила, что к нам с двух сторон идут две группы "духов" по 300 харь каждая. Снова отошли в сторону горы Дембайрзы. А 3 марта мы выносили на плащ-палатках погибших парней...

"Приказа идти вперёд не было"
Другие десантники из 1-й роты считают, что можно было предотвратить гибель товарищей.
– В 6-й роте в основном служили срочники, и почему их туда отправили, непонятно, – рассказывает Сергей Григорьев. – Мы были на высоте 776 за несколько суток до этого, но нас, опытных контрактников, отправили в другое место. Если бы мы там окопались заранее, то, скорее всего, отбились и выстояли бы. Но приказ был другой.

– Мой взвод миномётчиков не дошёл 600 метров до ребят, встали обеспечением огневой поддержки, – продолжает Алексей Долгов. – Мы пошли бы вперёд, но приказа не было...
– Бой шёл рядом с нами, а мы ждали команды, – рассказывает ещё один десантник 1-й роты Василий Евгеньев. – Так и не дождались. Если бы речь шла о спасении генералов или чиновников, то вопрос, думаю, решился бы быстро.

Хроника событий
После взятия Грозного Вооружёнными силами России в начале февраля 2000 года крупная группировка чеченских боевиков отступила в Шатойский район Чечни, где была блокирована федеральными войсками. Боевикам удалось прорваться из окружения: группа Руслана Гелаева прорвалась в село Комсомольское (Урус-Мартановский район), а группа Хаттаба – на северо-восточном направлении через Улус-Керт (Шатойский район), где и произошёл бой. Командир 6-й роты майор С. Г. Молодов получил приказ занять господствующую высоту Исты-Корд. Рота выдвинулась 28 февраля и заняла высоту 776, а на находящуюся в 4,5 км гору Исты-Корд были отправлены 12 разведчиков.
Александру Супонинскому и Андрею Поршневу приказал прыгать со скалы их командир Дмитрий Кожемякин. Вскоре они вышли в расположение российских войск. Вадим Тимошенко тоже был ранен. Боевики искали его, но солдат смог спрятаться под завалами деревьев. Роман Христолюбов и Алексей Комаров были во взводе, который не добрался до высоты и погиб на склоне. Рядовой Евгений Владыкин остался один без патронов, в схватке его ударили прикладом по голове, он потерял сознание. Когда очнулся, смог пробраться к своим.