Сюжет "Огнива" основан на всем известной истории Ханса Кристиана Андерсена, однако действие перенесено в мир русских народных сказок. Здесь веселый и хитрый Ваня, притворяющийся солдатом, однажды находит огниво. Огниво не простое – в него заточена царевна Даша, дочь исчезнувшего царя Берендея. Даша просит Ваню о помощи, ведь власть в их государстве захватил злой Лиходей, а царицу Настасью Ивановну он и вовсе лишил памяти.
Город с духом истории
В Великом Новгороде с утра дождливо – земля под ногами так размокла, что корреспонденту Metro срочно пришлось искать на съемочной площадке резиновые сапоги! Дождь "подкорректировал" сценарий – теперь во вступительной сцене во дворце тоже будет непогода.
В белокаменном Знаменском подворье, историческом памятнике XVII века, возведен трогательный дворик – чинно стоит старинный колодец, тут и там расставлены телеги с цветами, настоящими тыквами и молодыми яблочками в корзинах, время от времени раздается ржание чалой лошади Зайки, голосит из клетки петух. Художники даже пристроили к одному из зданий крыльцо из фанеры и пенопласта, созданное по фактуре настолько точно, что сотрудники подворья не смогли его отличить.
– Великий Новгород дышит историей. Здесь собиралось новгородское вече, да и сам город, как памятник, – объяснил режиссер-постановщик картины Александр Войтинский. – Для сказки лучше места не придумать. Но от истории Андерсена остались только солдат и огниво. У нас русская сказка с элементами других исторических стилей. Фильм погружает в новый мир, где ты вроде узнаешь по отдельности его элементы, но все вместе – это нечто новое. Я давно тяготею к фантастическому жанру, когда мы живем в немножко вымышленном мире.
Как следили за курицами и создавали сказочные ткани
Художник-постановщик Анастасия Каримулина описала стилистику будущего фильма, как эклектику на основе русской сказки – многие детали взяты из самых разных эпох: тут и средневековая Русь, и что-то близкое к XVIII- XIX векам. Анастасия, работавшая также над "Коньком-горбунком" и "По щучьему велению", сообщила, что для новой картины хотела найти сдержанные северные локации. Кроме Знаменского подворья, съемочными площадками станут новгородский Кремль и музей-заповедник "Витославлицы", а потом съемочная группа поедет в Карелию, к Ладожскому озеру.
Реквизит для фильма искали аутентичный:
– Овощи и фрукты мы закупали здесь, в Новгороде, животные и птицы тоже местные. Мы привезли только дрессированных воронов, умеющих выполнять команды. А куриц пришлось немного половить, потом мы усилили для них веревочные клетки, – вспоминает Анастасия.
Вот по двору прохаживаются солдаты в синей форме и слуги Берендеева царства, все облаченные в светлое. На их причудливых балахонах с розовыми воротниками переплетаются темно-зеленые орнаменты, повторяющие герб сказочного государства. Напечатаны они при помощи ультрафиолета.
– Орнамент разработали наши художники, Светлана Герасимова все отрисовала, подготовила макеты. У этого наряда снаружи брезент, а внутри бархат, – художник по костюмам Ольга Михайлова показывает на одного из слуг. – Интересно соединять не часто сочетаемые вещи. Я считаю, что сказочная история не всегда может быть воплощена с помощью тех материалов, которые есть в магазине. Поэтому Светлана делает те ткани, которые нужны для конкретных костюмов персонажей.
Художница использовала как орнаменты из книг, так и придумывала их сама. Всего было разработано около восьмидесяти принтов.
Три удивительных лошадки
За день до нашего приезда снимали сцену знакомства Вани, сыгранного Романом Евдокимовым, с волшебной лошадкой Куда-надо. Александр Горохов, один из продюсеров фильма и руководитель компании CGF, занимающейся созданием визуальных эффектов, рассказал, что для съемок было сконструировано три таких механических лошадки.
– Мы еще будем дорабатывать их с помощью компьютерной графики, в частности, мимику. Одна лошадь умеет ходить, другая – плавать, а третья – сидеть, еще она будет летать на воздушном шаре, – поделился он.
Уже отснята в павильоне захватывающая сцена кораблекрушения, для нее сделали специальное устройство, имитирующее качку макета на волнах.
Прекрасная царица, боевая царевна и коварный злодей
Красавица Ирина Старшенбаум играет жену Берендея, царицу Настасью Ивановну. Ее голову венчает венец с синими цветочками, на длинном светлом плаще-накидке все те же интересные зеленые орнаменты.
– Это вы еще не видели моего основного платья с ящерицами из золотых нитей, – улыбается актриса.
Ирина называет свою роль "комплиментом" одной заколдованной царице из русской сказки. Сама она давно мечтала сыграть в волшебной истории.
– Мир, созданный нашими художниками, совершенно особенный, – призналась Ирина. – Сергей Михайлович (Сергей Сельянов, главный продюсер фильма и основатель кинокомпании СТВ. – Прим. ред.) и другие наши продюсеры собрали очень талантливую команду. Это будет кино для всей семьи – умное, красивое, с прекрасными артистами.
А вот "киношная" дочка актрисы, одиннадцатилетняя Тоня Бойко, с самого утра репетирует с постановщиком трюков сцену урока по фехтованию. В пуховике поверх белого платья с синим сарафаном она ловко повторяет за наставником замахи и отражения палкой, переходы и повороты. Сразу видно, что юная царевна Даша будет в фильме боевой девчонкой!
– Моя героиня смелая, отважная, любит своих родителей и делает добро, – рассказала восторженная Тоня.
У девочки хорошая спортивная подготовка – с трех лет она занималась гимнастикой, потом балетом, а для фильма с мая по июнь училась верховой езде. Фехтовать в этот съемочный день Тоне понравилось:
– Это несложно, я все запомнила. Главное просто – перейти, побить, – смеется она.
Режиссер Войтинский назвал девочку настоящей находкой:
– Мы все восхищены, актерам очень нравится с ней работать, Тоня всех настраивает на какое-то чудо.
Виталий Хаев играет главного антагониста сказки с говорящим именем Лиходей. Всю жизнь тот был слугой и смотрел на благородных особ со злобой и завистью.
– Его сущность – это коварство, хитрость, обман, жестокость. Главное зло этой истории должно быть сосредоточено во мне. Но так как в сказках добро всегда побеждает, мне особо надеяться не на что, – с улыбкой констатирует актер, облаченный в мрачное черное одеяние с красными молниями.
Конечно, как и всякий уважающий себя злодей, Лиходей попробует захватить власть в отсутствие Берендея. Но пока что мы застали съемки сцены, где антагонист и его приспешник, глуповатый солдат Балалай, сыгранный Михаилом Трухиным, стоят под навесом, прячась от льющего из распылителей "дождя". Балалай пытается разрубить никак не поддающееся полено, а Лиходей неодобрительно посматривает.
Съемочный день получился длинным – когда мы уезжали вечером, съемки были еще в разгаре. Но в сказочных историях так всегда – без труда не вытащишь рыбку из пруда и не спасешь Берендеево царство.
– Всем хочется хотя бы раз в жизни попасть в сказку. Поэтому во всем мире самые популярные истории – фантастические: "Властелин колец", "Гарри Поттер"… – отметил Сергей Сельянов. – Как только смогли "нарастить мускулатуру", мы тоже начали делать свои сказки. Они большие, дорогие, выскотехнологичные.