26 октября аукционный дом "Литфонд" проведет главные торги октября Important Sale, на которых будет собрана богатейшая коллекция живописи и графики, декоративно-прикладного искусства мирового уровня, а также раритеты, имеющие историческую ценность и прямое отношение к наследию императорской династии России и в целом к русской культуре. Об этом рассказали в пресс-службе "Литфонда".

Так, самым дорогим лотом на момент релиза заявлен холст Петра Кончаловского "Корзина и ковш" 1928 года из знаменитого собрания Министра иностранных дел СССР, члена Политбюро ЦК КПСС Андрея Андреевича Громыко. По оценкам экспертов рыночная цена данного произведения составляет сумму свыше 20 000 000 рублей.

"Корзина и ковш" Кончаловского

Эксперты считают, что этот холст был написан в очередную поездку художника в Новгород. Поскольку годом позже, в 1929 году, Кончаловский представил зрителям в ходе своей масштабной персональной выставки в Ленинграде работы ближайших лет и в их числе – произведение с названием "Корзина и ковш", датированное 1928 годом. Учитывая совпадения по размерам, году написания и мотиву, можно предположить, что речь идет именно картине, которая выставлена теперь "Литфонде".

Работы Петра Петровича Кончаловского (1876–1956) находятся в собраниях крупнейших российских музеев – Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, ГРМ.

На аукцион выставлена уникальная работа Сержа Шаршуна "Композиция на тему сюиты № 12 для флейты И.С. Баха", написанная в 1958 году. Примечательно, что именно это полотно, навеянное сюитой Баха, в полной мере отражает творческое кредо художника: "Вода и музыка. То, что было в начале творчества, будет в его конце". Как любил говорить сам художник, "музыка течет слева направо, будто читаешь книгу или как течет река, когда смотришь на неё с правого берега".

 

предоставлено пресс-службой "Литфонда"

Фото:

Обретя любимые темы в живописи, которыми стали мотивы музыки и воды, писатель и художник Сергей Иванович Шаршун (1888–1975) продолжал творческие поиски, связанные с дадаизмом, с сочетанием геометрии и живого образа. Несколько его полотен находятся в постоянной экспозиции Третьяковской галереи, которой художник завещал 31 свое произведение. Выставленная на торги картина имеет экспертное заключение и оценивается на момент релиза по лидирующей ставке 1 300 000 рублей.

Фарфоровая роспись Кандинского

Обращает на себя внимание произведение, связанное с другим знаковым художником – великим Василием Кандинским. Речь – о фарфоровой паре "Городок" от ГФЗ, автором росписи которой в 1922 году выступил сам Василий Кандинский.

 

предоставлено пресс-службой "Литфонда"

Фото:

В начале 1920-х годов по инициативе худрука завода Сергея Чехонина для создания нового советского фарфора приглашались многие известные русские художники, в их числе был и Кандинский. По персональному заказу в 1921 году он сделал несколько эскизов для росписи сервиза и чашек. С аналогичной росписью, как выставленная на предстоящие торги в "Литфонде", известна только одна чашка с блюдцем из собрания Государственного Исторического музея. Фарфоровая пара имеет заводские марки и сопровождается экспертным заключением. Лидирующая ставка за фарфор с росписью Кандинского достигла 1 200 000 рублей.

Другой крайне редкий образец - вазочка "Футуристическая" (ГФЗ), расписанная в 1919 году признанным мастером скульптуры, художницей декоративно-прикладного искусства  Натальей Данько (1892–1942). По всей видимости, одна из немногих подобных ваз под названием "Ваза кубистическая" экспонировалась в 1919 году на петроградской выставке изделий Государственного фарфорового завода, Национальной Петергофской фабрики и Шатра смальт. На момент релиза редчайший авангардный предмет оценивается по лидирующей ставке 1 700 000 рублей.

 

предоставлено пресс-службой "Литфонда"

Фото:

Княжеский подарок от покровительницы живописцев

Уникальный лот музейного уровня –  подарок Великой княгини Елены Павловны – стеклянная мемориальная ваза с изображением птиц и цветов (62 см высотой) на мраморном основании с дарственной надписью "От Е.И.В. Великой Княгини Елены Павловны" (Россия, Императорский стеклянный завод, 1840-е – 1850-е гг.).

 

предоставлено пресс-службой "Литфонда"

Фото:

Великая княгиня Елена Павловна, до принятия православия – принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская (1807-1873), состояла в браке с  великим князем Михаилом Павловичем, четвертым сыном императора Павла I. Занималась благотворительностью и была известна как сторонница отмены крепостного права и великих либеральных реформ. Дружила с Жуковским и Одоевским, переписывалась с Тютчевым, ценила оригинальность и талант Гоголя, а когда тот умер, дала денег на издание полного собрания его сочинений. Она покровительствовала Брюллову и Айвазовскому, добилась, чтобы из Италии в Петербург перевезли "Явление Христа народу" смертельно больного Иванова. Ученый-путешественник Миклухо-Маклай посвятил ей свои записки о Новой Гвинее. Элегантный презент от Ее Высочества выставлен на торги по лидирующей ставке 2 200 000 рублей.

Еще один трогательный раритет из императорского наследия – родильный конверт Великой Княгини Ольги Александровны с вензелем ее матери, императрицы Марии Федоровны (1882 г.). Аксессуар выполнен из атласа и сатина, с кружевом. По информации от владельца, предоставившего его в коллекцию "Литфонда", изделие было выкуплено им на торгах, организованных внучкой Ольги Александровны  - Анастасией Куликовской.

 

предоставлено пресс-службой "Литфонда"

Фото:

Ольга Александровна Романова (1882-1960) – великая княгиня Российского императорского дома, младшая дочь императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны. Родоначальница династии Куликовских-Романовых. Ольга Александровна была художницей, а на момент своей смерти оставалась последней великой княгиней дома Романовых. Лидирующая ставка за младенческий конверт, в котором она впервые показалась в свете, указана 1 500 000 рублей.

Пуанты с автографами Майи Плисецкой, Екатерины Максимовой и Владимира Васильева

Настоящей находкой для коллекционеров стали заявленные на торги пара балетных полуботинок Владимира Васильева, пуанты Екатерины Максимовой и Майи Плисецкой с автографами легенд Большого театра (1980-е гг.). Балетная обувь оказалась в каталоге "Литфонда" из итальянской коллекции. Ранее ее даже выставляли в Государственной Третьяковской галерее.

 

предоставлено пресс-службой "Литфонда"

Фото:

Интересно, что в выставленных балетках ведущий солист Большого Театра Васильев выступал на сцене Арена ди Верона в балете "Грек Зорба (Zorba il Greco), о чем сообщает соответствующая подпись, датируемая концом 1980-х. А надпись начала 1980-х на пуантах примы Большого театра Екатерины Максимовой свидетельствует, что очевидно в них она выступала в спектаклях "Ромео и Джульетта" и "Корсар" (сцена в Terme di Caracalla) Римского оперного театра. Кроме многочисленных гастролей и выступлений в Италии, Максимова со своим партнером Васильевым запомнились также ролями матадора и испанской танцовщицы в па-де-де фильма-оперы "Травиата" режиссера Франко Дзеффирелли в 1982 году.

Как раз тогда звезда театральной династии и одна из величайших балерин XX века Майя Плисецкая, чьи пуанты тоже подписаны началом 1980-х, занимала пост художественного руководителя балетной труппы Римской Оперы (Teatro dell’Opera di Roma).  Лидирующая ставка за все три пары на момент релиза составила 320 000 рублей.