Состоялась премьера триллера “Многоэтажка”.
Это первый полнометражный фильм Антона Маслова, который сначала снял сериальный хит “Отель Элеон”, затем почти такой же успешный ситком “ИП Пирогова” о страданиях малого бизнеса в России, а потом “выстрелил” главным сериалом прошлого года “Вампиры средней полосы”. Рассказываем, удался ли режиссёру его дебют на большом экране.
Старшеклассница Кира (Дарья Щербакова) учится в танцевальной студии, носит розовые волосы, что в 2022 году уже трудно назвать радикальным жестом бунтующего подростка, и косится на мир неприязненно-недоверчивым взглядом. Сильнее всего в плане недоверия достаётся её отцу-пожарному (Денис Никифоров), с которым Даша после развода родителей общается по субботам. В один из “дней отца” Даша звонит ему по домофону, входит в подъезд и пропадает. Отец в панике бросается искать девочку в каменном “человейнике”, где все друг друга знают и никто не любит.
Насмотренному зрителю “Многоэтажка” всем, начиная с названия, напомнит “Высотку” – экранизацию одноимённой антиутопии Джеймса Балларда с Томом Хиддлстоном в главной роли. И если до социально-философских глубин романа Балларда фильм Маслова не дотягивает, то искривление сознания жителей мегаполиса показывает не хуже фильма с Хиддлстоном. Даже, пожалуй, лучше, потому что у Маслова получилось тоньше (кроме момента, когда в охваченном пожаром доме камера вдруг даёт крупный план “Вавилонской башни” Брейгеля; без такого символизма для самых маленьких можно было и обойтись).
Фильм поначалу заявляет о себе как о твёрдом триллере или детективе, когда зрителю тревожно, но в первую очередь интересно, куда же пропала девочка? Но постепенно, по мере знакомства с соседями по многоэтажке, фильм сворачивает в социальную драму. Перед нами появляются не люди, а узнаваемые типажи: бывший военный (Николай Шрайбер), который бьёт бессловесную жену; берущий взятки охранник (Артур Ваха); кокетливая, ещё молодая мама почти взрослой дочери (Анна Котова-Дерябина), мигом перестающая сочувствовать отцу Киры, когда узнаёт, что проблемы могут быть у её собственного ребёнка.
Возглавляет этот оазис бытовой бесчеловечности старшая по подъезду, громоздкая женщина с громоздким именем Тамара Генриховна. Она смотрит Соловьёва и Малахова, в курсе всех историй про маньяков и расчленёнки, которыми запугивает будущих мамаш. Она осуждает девушек в коротких юбках, которые “сами виноваты”, если что-то с ними вдруг произошло. Играет этого монстра замечательная Татьяна Догилева, балансирующая между карикатурой и каким-то хтоническим величием. Догилева снималась у Маслова в “Вампирах”, где сыграла чиновницу, которую режиссёр ухитрился не демонизировать до полного отвращения, которое она внушала бы зрителю. В героине нашлись черты, очеловечивающие её в наших глазах.
“Вампиров” отличал редкий по нынешним временам гуманистический посыл. И вампиры не убивали людей, и даже чиновники принимали человечные решения. В “Многоэтажке” то же самое. В ключевой момент, перед общим горем, “свиные рыла вместо лиц” становятся лицами. Дед Слава из “Вампиров” в нас верил. Маслов находит человека в многоэтажке, буквально выскрёбывая его из озлобленного обывателя из моей хаты с краю. Будем надеяться, что они правы.