Речь идёт не только о Telegram, но и о других площадках, которые входят в реестр соцсетей Роскомнадзора. Среди них "ВКонтакте", "Одноклассники", LiveJournal, "Пикабу", "Дзен", RuTube, YouTube, Likee, TikTok, Twitch, Yappy. Обосновывая необходимость меры, в Роскомнадзоре отметили, что сейчас соцсети часто выполняют роль СМИ, а люди, которые распространяют информацию, "должны понимать свою ответственность за содержание контента".

Какие именно данные нужно будет передавать, определит правительство. Роскомнадзор в свою очередь внесёт их в соответствующий реестр. В случае отказа от предоставления личной информации блогеры лишатся возможности легально размещать рекламу и собирать донаты. Делать репосты с публичных страниц, не включённых в реестр, также будет запрещено. Каналы, выполнившие требования законодательства, получат специальную маркировку. Проходить верификацию предлагается через "Госуслуги".

– Там будет простая формочка, де-факто это будет считаться регистрацией. Естественно, Роскомнадзор будет понимать, что вся база всех владельцев всех каналов – это информация суперчувствительная, поэтому я уверен, что коллеги будут отдельное внимание уделять защите, сохранности этих данных, – пояснил РИА "Новости" глава Минцифры Максут Шадаев.

Он также добавил, что компании-рекламодатели смогут проверить, исполняет ли тот или иной телеграм-канал закон и включён ли он в реестр Роскомнадзора, соответственно, можно ли размещать у него рекламу.

О том, что принятые нормы направлены на борьбу с нелегальной рекламой, говорит и сопредседатель рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере информационного бизнеса и блогосферы Яна Лантратова.

– Сейчас наблюдается расцвет рекламы азартных игр, запрещённых веществ, деструктивного поведения. По оценкам исследования Ассоциации блогеров и агентств, около 5% рекламы на стриминговых площадках – это реклама казино, – говорит она Metro. – А ведь это смотрят дети. Как это скажется на их психике?

Иногда блогеры вообще переходят все границы, особенно в сфере онлайн-образования. Лантратова привела пример, как один из популярных онлайн-репетиторов использовал в рекламе известную актрису фильмов для взрослых. Встречаются и блогеры, которые в роликах, рассчитанных на подростков, открыто рекламируют алкогольную и табачную продукцию.

– Помимо всего этого, принятый закон позволит создать по-настоящему прозрачную сферу деятельности и честную конкуренцию. Ведь в противном случае получится, что зарегистрированные, честные блогеры окажутся не в равных условиях с незарегистрированными. Такая система внесёт дисбаланс и только создаст дополнительные стимулы для разрастания нелегального рынка.

Однако некоторые эксперты считают, что закон не будет работать. Существует масса каналов, которые зарабатывают на "серой" рекламе и нативных интеграциях. Более того, большинство анонимных блогеров ведут свои страницы из-за рубежа и российские законы им по барабану.

– На сегодняшний день ни Роскомнадзор, ни правоохранительные органы не могут найти администраторов и владельцев анонимных телеграм-каналов, и новый закон не поможет разрешить технические сложности их поиска, – объясняет Metro юрист, основатель Совета блогеров Валерия Рытвина. – Конечно, очень хотелось бы, чтобы новые нормы помогли решить эту проблему, но по факту это как было невозможно, так и останется.

Кроме того, по словам юриста, вопрос о выборе – регистрация или запрет на рекламу, – похоже, не стоит. Судя по формулировкам закона, регистрироваться надо будет вне зависимости от рекламной деятельности.

О том, что механизмы сбора данных пока не совсем понятны, говорит и автор популярного телеграм-канала про кибербезопасность Алексей Лукацкий:

– Насколько я понял, отказ от участия в этом мероприятии грозит запретом на покупку рекламы в блоге. Но я пишу для себя, а не для зарабатывания денег. Рекламу у себя в канале я не размещаю и не планирую. И хотя в исполнении новой нормы сложностей для себя я не вижу, передавать данные в Роскомнадзор пока не собираюсь.