Речь идёт не только о Telegram, но и о других площадках, которые входят в реестр соцсетей Роскомнадзора. Среди них "ВКонтакте", "Одноклассники", LiveJournal, "Пикабу", "Дзен", RuTube, YouTube, Likee, TikTok, Twitch, Yappy. Обосновывая необходимость меры, в Роскомнадзоре отметили, что сейчас соцсети часто выполняют роль СМИ, а люди, которые распространяют информацию, "должны понимать свою ответственность за содержание контента".
Какие именно данные нужно будет передавать, определит правительство. Роскомнадзор в свою очередь внесёт их в соответствующий реестр. В случае отказа от предоставления личной информации блогеры лишатся возможности легально размещать рекламу и собирать донаты. Делать репосты с публичных страниц, не включённых в реестр, также будет запрещено. Каналы, выполнившие требования законодательства, получат специальную маркировку. Проходить верификацию предлагается через "Госуслуги".
Он также добавил, что компании-рекламодатели смогут проверить, исполняет ли тот или иной телеграм-канал закон и включён ли он в реестр Роскомнадзора, соответственно, можно ли размещать у него рекламу.
О том, что принятые нормы направлены на борьбу с нелегальной рекламой, говорит и сопредседатель рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере информационного бизнеса и блогосферы Яна Лантратова.
Иногда блогеры вообще переходят все границы, особенно в сфере онлайн-образования. Лантратова привела пример, как один из популярных онлайн-репетиторов использовал в рекламе известную актрису фильмов для взрослых. Встречаются и блогеры, которые в роликах, рассчитанных на подростков, открыто рекламируют алкогольную и табачную продукцию.
Однако некоторые эксперты считают, что закон не будет работать. Существует масса каналов, которые зарабатывают на "серой" рекламе и нативных интеграциях. Более того, большинство анонимных блогеров ведут свои страницы из-за рубежа и российские законы им по барабану.
Кроме того, по словам юриста, вопрос о выборе – регистрация или запрет на рекламу, – похоже, не стоит. Судя по формулировкам закона, регистрироваться надо будет вне зависимости от рекламной деятельности.
О том, что механизмы сбора данных пока не совсем понятны, говорит и автор популярного телеграм-канала про кибербезопасность Алексей Лукацкий: