"Эко", "био", "натуральный состав" - многие компании стараются всеми силами показать, что их продукция не наносит вреда природе. Быть экологичным сегодня модно. Однако вместе с этим пришел и другой тренд – гринвошинг, когда производители стараются выдать свои товары за "зеленые" и "экологичные", хотя на самом деле они таковыми не являются.
Эколог, эксперт по устойчивому развитию Ольга Степченко рассказала Metro о пяти самых популярных трюках гринвошинга и о том, как не дать себя обмануть.
Этикетка, вводящая в заблуждение.
Это может быть "зеленая" метка в виде картинки, упоминание, что товар "био" и "эко", в том числе и в названии бренда или продукции. Однако сами по себе эти слова и значки не несут никакого смысла. Чтобы подтвердить информацию, продукт должен иметь необходимые сертификаты. Также должен быть значок, который подтверждает, что производитель действует в рамках экологического законодательства, сортирует и перерабатывает отходы. При этом многие значки очень похожи на настоящие знаки сертификатов, однако ничем не подтверждены и разработаны дизайнером бренда. Это чистой воды гринвошинг.
Скрытый компромисс
Часто рекламные кампании и производители уверяют, что продукт является "зеленым". При этом они "выпячивают" достоинство продукта, умалчивая о недостатках. Например рассказывают, что складывать продукты в одноразовый бумажный пакет в супермаркете экологичнее, чем покупать целлофановую "майку". Это так, но стоит помнить: на производство бумажных пакетов тратятся природные ресурсы – древесина. Поэтому стоит отдавать предпочтение многоразовым пакетам и таре.
Еще одна ложь "на благо" экологии
Часто можно встретить утверждения, что определенный товар лучше, так как продается в биоразлагаемой упаковке. На самом деле эта упаковка не разлагается полностью, а распадается на мелкие фрагменты. Они остаются в земле и воде еще долгое время.
Расплывчатые формулировки
Это довольно общее, расплывчатое утверждение о товаре, которое не дает конкретной информации о нем. Для потребителя такая формулировка бесполезна, так как не несет смысловой нагрузки. Например, на упаковке с овощами стоит пометка "природные компоненты" или на упаковке салата указано, что он "натуральный". Продукты, подобные этим, не могут быть искусственными по определению.
Громкие заявления об экологичности товара без доказательств
Утверждение, что товар экологичен, которое на практике очень сложно проверить – информации из открытых источников недостаточно. Например, это марка одежды, которая заявляет, что ее продукция сделана из переработанного вторсырья, но не может этого подтвердить.