Рассматривая фото, сложно удержаться от сравнения. У профессора Ильи Иванова, проводившего опыты по межвидовому скрещиванию в первой половине XX века, и евстигнеевского профессора Преображенского было много общего: окладистая борода, высокий лоб и грустный, даже уставший взгляд.
Илья Иванович Иванов, уже тогда всемирно известный учёный, прибыл в Москву из Парижа для переговоров с советским правительством по возможному скрещиванию обезьяны и человека в 1924 году. В 1925-м Булгаков написал повесть "Собачье сердце", фабула которой известна каждому школьнику: профессор с мировым именем пытается сделать человека из дворового пса Шарика.
– Оба занимались опытами, связанными с гибридами животных, оба – интеллигенты, но не думаю, что по характеру они были похожи, – считает кандидат биологических наук Кирилл Россиянов, старший научный сотрудник Института истории естествознания и техники. – Иванов был скромным, замкнутым человеком. Суть их опытов тоже отличалась. Иванов был не медиком, не хирургом, а учёным-физиологом, который занимался искусственным оплодотворением животных в тех случаях, когда это было невозможно сделать естественным путём.
К началу 20-х годов на счету Иванова было несколько таких успешных опытов: например, в Ялтинском зоопарке ему удаётся вывести гибрид осла и зебры. Но теперь он был намерен идти дальше. В голове "замкнутого" профессора родился дьявольский план, который, как он наверняка думал, реальнее всего воплотить в "безбожной" России. Иванов обратился к председателю Совета Труда и Обороны СССР Рыкову и наркому просвещения Луначарскому для разрешения на опыты по скрещиванию человека и обезьяны.
– Илья Иванович был продолжателем идей доктора Сергея Воронова, образ которого для профессора тоже мог заимствовать Булгаков, – объясняет Кирилл Россиянов. – Тогда считалось, что существуют особые "омолаживающие витамины", которые как раз можно получить от обезьян.
Илья Иванович получил финансирование от Академии наук на вояж в Африку. В Конакри он провёл через шприц оплодотворение человеческим биоматериалом двух самок шимпанзе, но это не привело к беременности обезьян. Тогда, ещё находясь в Гвинее, которая на тот момент была французской колонией, он решил пойти обратным путём: произвести осеменение человека биоматериалом от шимпанзе.
Колониальные власти ответили отказом, и тогда Иванов возвратился в СССР для инициирования прогрессивного эксперимента в "самой прогрессивной стране человечества". Но где найти женщин, которые добровольно пойдут на такое? В документальных фильмах, посвящённых Иванову, есть однозначный ответ: узнав об опытах, десятки советских гражданок вызвались быть "первопроходцами ради науки". Но Россиянов однозначно утверждает: это миф!
– Историю Иванова принято выводить в чёрном свете, – сокрушается Кирилл Олегович. – Но это был серьёзный учёный, исследования которого достойны изучения даже спустя столетие.
В 1930 году Иванов готовился к началу так называемого Сухумского эксперимента – в абхазский питомник должны были привезти половозрелых самцов шимпанзе. Но Иванову в отличие от Преображенского не удаётся довести эксперимент до конца.
Иванова подвергли травле за его опыты, а потом арестовали: официально – "за использование негодных и дефектных инструментов для осеменения коров" – и сослали в Алма-Ату. До конца жизни он преподавал: ему оставили звание профессора, но лишили дела всей жизни. После него таких опытов не повторял никто.
КТО ЕЩЁ МОГ БЫТЬ ПРОТОТИПОМ ПРОФЕССОРА ПРЕОБРАЖЕНСКОГО?
– Врач-гинеколог Николай Покровский, дядя Булгакова. Тоже "старый холостяк". После выхода книги счёл себя прообразом и был очень зол на писателя.
– Хирург Алексей Замков, супруг скульптора Веры Мухиной. Проводил опыты по созданию эликсира бессмертия.
– Эндокринолог Василий Шервинский. Участвовал в изучении гипофиза. Внешне, как и Иванов, похож на описание Преображенского из повести: тоже носил бороду, усы и пенсне.
Источник: gazetametro