Федеральный институт педагогических изменений (ФИПИ) дал комментарии к тематическим разделам, которые натолкнут выпускников на возможные темы и помогут правильно подобрать аргументы и литературный материал.
У петербургских одиннадцатиклассников остаётся меньше месяца для подготовки к итоговому сочинению.
Как эффективно использовать оставшееся время Metro рассказала учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 323 и эксперт ЕГЭ Евгения Гудковская.
Читайте
Чем больше читаешь, тем больше получаешь материала для рассуждения и аргументов. Произведений, в которых будут аргументы для всех тем, не существует. Но есть тексты, в которых поднимается огромное количество проблем. Например, роман Л.Н. Толстого "Война и мир". Если времени остаётся только на короткие жанры, помогут рассказы А.П. Чехова, И.А. Бунина, Ю.Я. Яковлева, К.Г. Паустовского. "На экзамене нужно привести аргументы, раскрывающие тему, и не допустить фактических ошибок. Поэтому выбирайте произведения, содержание которых вы хорошо знаете. Если сомневаетесь, выберите другое произведение. И не обязательно из школьной программы", – отмечает Евгения Гудковская.
Проверяйте и анализируйте
Проверка и анализ своих и чужих работ – важный прием для отработки навыка написания сочинений, отмечает эксперт. Это помогает выучить критерии проверки сочинения и увидеть, чем хорошее сочинение отличается от плохого или посредственного. Если сложно проверять самостоятельно – попросите учителя, родителей или одноклассников, чьему мнению вы доверяете. Кстати, "увидеть" проблемные места в своей работе помогает чтение сочинения вслух.
Переформулируйте
Чтобы не уйти от темы сочинения, переформулируйте тему в вопрос и отвечайте на него в своей работе, советует Евгения Гудковская. Каждый раз проверяйте – на тот ли вопрос отвечаете. Ну а правильно сформулировать тезис помогут ключевые слова в названии темы.
Пишите
Почаще пишите сочинения для тренировки. Если сложно начать излагать свои мысли письменно, можно попробовать наговорить текст на диктофон, потом послушать, записать и отредактировать.
Раздел 1: Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
– Внутренний мир человека и его личностные качества
– Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
– Познание человеком самого себя
– Свобода человека и ее ограничения
Раздел 2: Семья, общество, Отечество в жизни человека
– Семья, род; семейные ценности и традиции
– Человек и общество
– Родина, государство, гражданская позиция человека
Раздел 3: Природа и культура в жизни человека
– Природа и человек
– Наука и человек
– Искусство и человек
Критерии проверки сочинений в этом году останутся неизменными:
– Объём более 250 слов
– Самостоятельность написания
– Соответствие теме
– Аргументация (привлечение литературного материала)
– Композиция и логика рассуждения
– Качество письменной речи
– Грамотность