Глава Роспотребнадзора Анна Попова, представители Общественной палаты и Комитета Госдумы по охране здоровья поддержали предложение о запрете в России скидок на алкоголь. Инициативу на прошлой неделе обнародовал парламентарий Владимир Сысоев. Аргументация у всех чиновников и депутатов одинаковая и совпадает с мнением автора будущего законопроекта. По их словам, скидки, устанавливаемые магазинами и производителями, приводят к тому, что люди покупают больше спиртных напитков. Сысоев считает, что ритейлеры вместо "борьбы с алкоголизацией населения" занимаются "пособничеством". Особенно в молодёжной среде.
Если инициатива будет доведена до логической точки, алкогольные скидки исчезнут из магазинных каталогов и с ценников на полках.
Что думают эксперты
По словам Михаила Бурмистрова, генерального директора INFOline-Аналитика, с законодательной точки зрения такая инициатива не проработана и юридически вступает в противоречие с другими нормами – в частности, свободой торговли.
– В России есть минимальная установленная цена на разные виды алкогольных напитков, – говорит он Metro. – Её торговые сети не нарушают. И этого вполне достаточно. В остальном действует свобода ценообразования.
С этим мнением соглашается Вадим Дробиз, руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя. По его словам, бизнес вправе распоряжаться ценой в своих интересах.
– Разумеется, акции привлекают внимание потребителей и стимулируют приобретение товара, но не любого в принципе, а конкретно отдельной торговой марки, – рассказывает эксперт. – Это форма конкурентной борьбы между брендами, но никак не стимул купить этого продукта больше и больше выпить. Никакой логической связи. Это абсолютное незнание потребительской психологии человека, что грустно для чиновников такого уровня.
Алексей Третьяков, глава Ассоциации малого бизнеса в сфере потребрынка, напоминает, что, когда резко выросли цены на водку, увеличились продажи алкогольного контрафакта.
– Эффект от идеи депутата будет близким к чудовищному, – отмечает он. – Вырастет нелегальный рынок. Люди, покупавшие дешёвый алкоголь, обратятся к спиртосодержащим жидкостям. Наше государство, с одной стороны, хочет снизить число пьющих, с другой – увеличить поступления от продажи алкоголя в бюджет. То есть по факту: покупай водку и выливай её в туалет.
Что на практике
Представители двух торговых сетей, опрошенные Metro, не верят в то, что законопроект будет принят. По их словам, это не более чем попытка пропиариться на антиалкогольной кампании. Бить по одной из важнейших отраслей экономики – торговле – не станут, заверяют собеседники.
По словам Третьякова, ничего не мешает сетям снижать цены, не указывая, что это скидки. Но это нивелирует положительный эффект. "Скидка – это лояльность к ритейлеру", – заключает он.
Дробиз говорит о том, что даже в случае введения запрета, что практически невероятно, бизнес будет менять цены по своему усмотрению.
– Например, пришла партия продукции от поставщика по более низкой цене, завод снизил цену поставки, исходя из снижения своих накладных расходов в этом месяце. Это нарушение? – задаёт риторический вопрос эксперт. – Завод – коммерческое предприятие. Розничная цена упала для потребителя без всякой акции и скидки. У меня встречный вопрос к Роспотребнадзору и другим чиновникам. Почему вы, зная, что 20 лет наше население с низкими доходами употребляет спиртосодержащие жидкости вместо водки, ничего не сделали для того, чтобы это население получило качественный и безопасный алкоголь в рамках своей социальной группы? Как это есть во всём цивилизованном мире, где продукция стоит относительно раз в 7-8 дешевле, чем у нас?