Производство сериалов в России постоянно растёт. По данным бюллетеня "Новости кинопроизводства", если в 2021 году телеканалы и видеосервисы выпустили 733 проекта, то в 2022-м – уже 856. Растёт и производство фильмов, хотя и другими темпами: число запусков полных метров в 2022-м выросло на 20 с небольшим проектов (с 263 до 295 учтённых) по сравнению с 2021 годом.
Эти цифры подтверждаются и показателями отдельных производителей. Так, один из онлайн-кинотеатров сообщил Metro, что с 2021 года выпустил более 60 оригинальных проектов, из которых примерно 2/3 названий – это сериалы.
Даже без цифр понятно, что сериалов стали смотреть больше и говорить о них тоже. В редакции Metro некоторые твёрдо уверены, что российские сериалы намного лучше фильмов. Но не все специалисты киноиндустрии готовы с этим мнением согласиться. Исполнительный продюсер кинокомпании "Русское" Илья Папернов уверен, что впечатление о том, что сериалы лучше, неточное, а подобные разговоры – всего лишь "досужие рассуждения о природе сложных вещей, а кино – это очень сложно".
"Творческие и финансовые риски в прокатном кинематографе гораздо выше. Поэтому очень сложно сравнивать", – Иван Папернов
Не готов согласиться с тем, что российские сериалы лучше фильмов журналист и продюсер, член Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России Иван Кудрявцев: это "всё равно как сравнивать тёплое с пушистым". Аналитик ставит во главу угла фильмы как лицо кинематографа как такового и называет впечатление о качественном превосходстве сериалов "миражом".
С ними категорически не согласна аналитик одного из крупнейших российских онлайн-кинотеатров Зоя Дьяченко, которая считает, что "отечественные сериалы по сравнению с фильмами действительно находятся где-то в стратосфере". Это, считает она, бросалось в глаза и двадцать лет назад, когда вышли такие сериалы, как "Граница. Таёжный роман", "Остановка по требованию", "Леди бомж", "Бандитский Петербург" и многие другие. По мнению Дьяченко, успешность российских сериалов у зрителя объясняется только одним – смелостью в выборе тем.
"У сериалов просто выше КПД, потому и создаётся (и не напрасно) стойкое ощущение, что они лучше фильмов. Условно, из 20 сериальных проектов, по моим ощущениям, обычно выстреливают 5, что очень хороший показатель. А из 20 снятых фильмов широкое внимание обычно привлекают 2 картины. В том числе поэтому сейчас новый фильм стараются раскрутить к праздничным прокатам, чтобы иметь больший шанс произвести впечатление на зрителя", – Максим Мостовой, кастинг-директор