Metro продолжает серию публикаций, посвящённых 100-летию расстрела императорской семьи. Мы уже писали о тобольской ссылке и рассказывали о селе Покровское в Сибири и его необычном музее.

Сегодняшний репортаж – из Екатеринбурга, где Романовы провели последние месяцы жизни

В Екатеринбург Николая II, его супругу императрицу Александру Фёдоровну и их дочь Марию доставили 28 апреля. В конце мая сюда же привезли остальных трёх дочерей и цесаревича Алексея.
Семью отрёкшегося императора разместили в центре города – в доме инженера Николая Ипатьева. Вместе с Романовыми жили доктор Евгений Боткин и несколько слуг.

В Екатеринбурге Николай II вёл дневник. Последняя запись датируется 13 июля (30 июня по старому стилю). Николай Александрович написал: "Алексей принял первую ванну после Тобольска; колено его поправляется, но совершенно разогнуть его он не может. Погода тёплая и приятная. Вестей извне никаких не имеем".
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года вся семья Романовых и четверо слуг были расстреляны и заколоты в подвале Ипатьевского дома. Тела тайно вывезены за город. А дом, где произошло одно из самых громких убийств XX века, зажил своей жизнью.

Дом Ипатьева, где расстреляли императорскую семью, снесли в 1977 году.

Дом Ипатьева, где расстреляли императорскую семью, снесли в 1977 году.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Музей революции
Заведующий отделом истории династии Романовых Областного краеведческого музея Екатеринбурга Николай Неуймин помнит Ипатьевский дом с детства и досконально изучил его "биографию".
В 20-х годах прошлого века в здании открыли областной Музей революции. Подвал, где расстреляли царскую семью, стал частью экспозиции.

– Десятки тысяч людей прошли через эти стены, – рассказал Metro Николай Неуймин. – Группы фотографировались на фоне следов от пуль. Естественно, что тогда для большинства советских людей убийство царской семьи не воспринималось как трагедия, а Николая II иначе, как Николашкой Кровавым никто не называл. Один из участников убийства Пётр Ермаков в 1927 году передал в Музей революции пистолет системы Маузер, из которого он лично расстреливал членов императорской семьи. А спустя ещё пять лет Ермаков уволился из НКВД и устроился экскурсоводом в музей. Не так давно я нашёл книгу отзывов, в которой школьники и студенты выражают благодарность участнику убийства Николая Кровавого товарищу Ермакову за интересный рассказ...

Петр Ермаков.

Петр Ермаков.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Убийцы царской семьи
Существует несколько исследований по составу команды расстреливавших. Упоминаются латыши, венгры, евреи. Но во всех документах и свидетельствах, кроме Петра Ермакова, фигурируют фамилии ещё трёх чекистов.
Яков Юровский после убийства переехал в Москву, работал на руководящих должностях. Умер в 1938 году.
Григорий Никулин также переехал в столицу, работал в Мосгорисполкоме. Умер в 1965 году.
Михаил Медведев (Кудрин) служил в НКВД. Умер в 1964 году. Оставил мемуары об убийстве царской семьи, которые не были опубликованы.
Маузер участника расстрела семьи Романовых Петра Ермакова.

Маузер участника расстрела семьи Романовых Петра Ермакова.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Убийцу встречали аплодисментами
В 1933 году часть экспозиции, связанную с комнатой, где расстреляли императорскую семью, закрыли. По мнению властей, этот "музейный объект" стал вызывать нездоровый интерес у приезжающих в город иностранцев.
– Иностранцев как тогда, так и сейчас интересовала не судьба правителей страны, – считает Неуймин. – Они не понимали, как можно уничтожить детей и ещё гордиться этим поступком...

А Пётр Ермаков считался героем и местной знаменитостью, выступал перед школьниками.
– Недавно к нам  в музей заглянул очень пожилой человек, он вспоминал, как к ним в школу в 1946 году приходил Ермаков, – говорит Николай Неуймин. – Размахивая руками, рассказывал, что родина доверила ему уничтожить палача, что именно он поставил точку в этой истории. Пожилой человек вспоминал, как тогда, будучи семиклассником, гордился, что встретился с таким великим человеком. И как весь класс аплодировал Ермакову...
Работая со старыми газетными подшивками во время подготовки к очередной выставке, Николай Неуймин увидел в газете "Верх-Исетский рабочий" за 1967 год репортаж о том, как на могиле Ермакова третьеклассников принимают в пионеры.
– Представляете, какое трансформированное сознание было у тех детей? – говорит Николай Неуймин. – Они давали клятву на могиле человека, расстрелявшего 11 человек, и считали Ермакова выдающейся личностью!

Место паломничества
После Великой Отечественной войны в Ипатьевском доме в разное время располагались Областной партийный архив, учебный центр областного управления культуры, местное управление "Союзпечати". Подвал превратили в хранилище.
– Гости Свердловска просили показать им расстрельный подвал, – говорит Николай Неуймин. – Там побывали многие актёры лучших театров СССР, приезжавших в наш город на гастроли. Андрей Вознесенский выпросил деревянную фрамугу от двери. Спустя годы поэт посвятил Ипатьевскому дому балладу.

В 70-х в Свердловск на новые предприятия стали приезжать работать иностранные специалисты из Чехословакии и ГДР. И все стремились попасть в Ипатьевский дом. В 1975  году председатель КГБ Андропов обратился к Политбюро с предложением снести дом. Спустя два года здание, где произошло убийство императорской семьи, стёрли с лица земли.

У Храма на Крови.

У Храма на Крови.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Храм на Крови подвинули ради городской панорамы
Николая II, императрицу и их пятерых детей канонизировали в 2000-м. А в 2003 году на месте дома Ипатьева вырос пятикупольный Храм-памятник на Крови.
– Это в Петербурге храм Спас на Крови построен точно на месте убийства императора Александра II, – утверждает историк Николай Неуймин. – Там даже часть решётки канала врезали в храм. А у нас в Екатеринбурге получается, что кровь царской семьи пролилась рядом с храмом. Подвальная расстрельная комната площадью 20 метров осталась в стороне, и мы теперь ходим по ней. Когда я это увидел и сказал архитекторам, они ответили, что так сделано специально. Если бы подвинули храм на пять метров, он бы нарушил панораму города.
Сейчас Храм-памятник на Крови – одно из самых посещаемых мест в Екатеринбурге. Отсюда каждый год в ночь с 16 на 17 июля начинает своё шествие Крестный ход. Верующие идут из центра Екатеринбурга в Ганину Яму, где по одной из версий были сожжены останки Николая II, императрицы, пятерых их детей и четырёх слуг.

Раз в год памятник оскверняют
Участник убийства последнего императора и его семьи Пётр Ермаков прожил насыщенную жизнь. Умер в 1952 году. Его похоронили на Ивановском кладбище в Свердловске, на самом почётном месте – напротив могилы знаменитого сказочника Павла Бажова.
– Павлу Петровичу установлен памятник, – говорит Николай Неуймин. – Если проследить за взглядом каменного Бажова, то можно заметить, что он упирается... в могилу Ермакова.
В советские годы за могилой одного из убийц царской семьи ухаживали. В 90-е исчез портрет. Затем скромный памятник ежегодно стали осквернять: поливали красной краской, символизирующей кровь.
– Известно, что у Ермакова был сын, – говорит Неуймин. – Но в 50-е после смерти отца он уехал из города, больше о нём никто не слышал. О других родственниках Ермакова ничего не известно.

Могила Петра Ермакова – одного из участников убийства Николая II и его семьи.

Могила Петра Ермакова – одного из участников убийства Николая II и его семьи.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Репортаж из Ганиной Ямы и Поросёнкова Лога, где были найдены останки царской семьи, – в ближайших номерах Metro.