Metro продолжает серию публикаций к 100-летию расстрела семьи императора Николая II. В прошлый раз мы рассказывали о тобольской ссылке. Сегодняшний репортаж – из села Покровское, где император останавливался по пути в Екатеринбург
Из Тобольска императорскую семью увозили в Екатеринбург. На тарантасах им предстояло добраться до Тюмени, оттуда на поезде – до конечного пункта. Путь их лежал через село Покровское, где родился и жил долгое время крестьянин Григорий Распутин, друг семьи Романовых, единственный, кому удавалось облегчить страдания больного гемофилией цесаревича Алексея. Сейчас от Тобольска до села Покровское можно доехать за три часа. 100 лет назад Романовы добирались больше суток. Здесь сделали остановку.
Вечером, когда арестанты остановятся на ночлег, отрёкшийся от престола император запишет в своём дневнике: "В селе Покровском была перепряжка, долго стояли как раз против дома Григория и видели всю его семью, глядевшую в окна".
Лишние экспонаты
Сейчас эти несколько строк из дневника высечены на камне, установленном на том самом месте, где останавливался тарантас с Николаем II и Александрой Фёдоровной. С этого памятного камня начинается экскурсия в Музей Григория Распутина.
– В Покровке жила моя бабушка, еcтественно, я с малых лет слышала и про Распутина, и о том, что здесь останавливалась царская семья, – рассказала Metro основатель музея Марина Смирнова. – Но в детстве и юности не придавала этому значения. Потом случились 90-е годы, развалился Советский Союз. Мой супруг предложил... открыть музей.
Владимир Смирнов в 80-е годы работал в Тюменском краеведческом музее. Ему предложили разобрать никому не нужный стенд, посвящённый сомнительному персонажу Григорию Распутину. Так в его жизни появились первые фотографии.
– Я была против: ну какой музей, когда есть нечего! Но Володя меня уговорил, – продолжает Марина.
Дом, в котором жила семья Распутина, был снесён, но остался дом его родителей. Рядом Смирновы построили копию распутинского и открыли первый в России частный музей.
Телеграммы из Царского Села
В местных архивах Смирновы нашли уникальные документы, благодаря которым удалось собрать личные вещи семьи Распутина.
– В одном из них, например, было написано: "Комитет крестьянской бедноты, сочувствующий большевикам, просит граммофон и пианину из дома Распутина передать в школу", – цитирует Марина Смирнова. – Дальше перечень: какую мебель кому передали. Я взяла список и пошла по Покровке. Так у нас появились стул, сани, разбитое зеркало и многое другое. Также в местных архивах мы нашли десятки телеграмм в Покровское, где в обратном адресе значилось: "Царское Село. Дворец". Это всё равно, что "Москва. Кремль", только сейчас такие телеграммы в Покровку не приходят. Бланки подписаны одним словом: Александра. Императрица за 11 лет не пропустила ни одного церковного праздника. Но кроме поздравительных телеграмм сюда приходили другие, тревожные, в которых Александра Фёдоровна сообщала об ухудшении здоровья цесаревича Алексея.
Когда появляется возможность приобрести очередной экспонат, Владимир Смирнов берёт кредит.
– До сих пор не знаю, во сколько нам обошлись подлинные фото дочерей Романовых, – говорит Марина. – А вот за книгу Григория Распутина "Мои мысли и размышления", приобретённую на одном из аукционов, он до сих пор расплачивается.
Во время прогулки цесаревич Алексей падает, начинается кровотечение. Хирург, доктор медицинских наук Фёдоров напишет в дневнике: "Испробовали все достижения мировой медицины, в том числе вытяжку из желёз морской свинки. Ничего не помогает".
Отражение императора
Посетители музея, впечатлённые рассказами о Распутине и его связи с семьёй последнего императора, привозят подарки.
Так в Покровском появились картины с изображением сцены явления Григория Распутина больному цесаревичу, портреты императора.
Художник Игорь Рязанцев подарил музею портрет последнего российского императора, выполненный в технике филумизм (с помощью шприца).
– По стилю напоминает икону, – говорит Марина Смирнова. – Мы повесили портрет на свободное место – рядом с зеркалом Распутина. Через некоторое время увидели: с какого ракурса ни взгляни в зеркало, оттуда на нас смотрит Николай II. Я вообще заметила, что оба – и император, и старец Григорий Распутин – охраняют наш музей. Нас как-то обворовали. Я знала, кто это сделал, но в правоохранительные органы обращаться не стала. Через какое-то время оба вора погибли в результате несчастного случая. Я рассказала об этом в сельском магазине. Теперь двери можно не запирать: на имущество Распутина и вещи императора никто не покушается, местные обходят музей стороной.
Гибель Николая II Григорий Распутин предсказывал несколько раз. Во время первого покушения на старца в 1914 году в Тюмени Распутин скажет: "Больно... Но выживу".
– Распутин предсказал, что если его убьют простые "разбойники из русских крестьян", то царь Николай может не опасаться за свою судьбу, и потомки Романовых будут царствовать "сто лет и более того", – говорит Марина Смирнова. – Если же убийство совершат дворяне, будущее России и царской семьи будет другим. "Дворяне побегут из страны, а родня царя не останется в живых через два года", – считал старец. Реальностью стал второй вариант. Вспоминал ли эти слова Николай II, ожидая, пока перепрягут лошадей возле дома старца, мы не знаем.
Через три дня после остановки в Покровском Романовых доставили в Екатеринбург. Вскоре к ним присоединятся дети. Здесь они проживут последних два с половиной месяца своей жизни.