Яснополянская керамика – новый народный промысел. Он возник на рубеже XX–XXI веков и до сих пор продолжает формироваться, а у нас есть уникальная возможность наблюдать за этим живым процессом. Некоторые изделия: посуду, народные игрушки, куклы, скульптурные композиции – художники представили на выставке. 

Этот вид народно-прикладного искусства сформировался совершенно спонтанно и основан на реалиях жизни: в конце 1990-х в Тульской области стали закрываться предприятия. Специалисты, как и выпускники Тульского политехнического университета, остались без работы. Как и в стародавние времена, когда за помощью шли ко Льву Толстому, пришли они в Ясную Поляну и попросили совета, как им жить дальше. Тогда в музее существовал отдел культурно-просветительской работы, начальник которого Людмила Макарова собирала коллектив из единомышленников – людей, у которых от природы есть тяга к творчеству и способности для воплощения идей.

Глина из Ясной Поляны нескольких цветов, художницы покрывают её ангобами.

Глина из Ясной Поляны нескольких цветов, художницы покрывают её ангобами.

Елена Купцова

Фото:

– Директором музея в то время был Владимир Толстой, – рассказывает Инна Аккерманцева, куратор выставки, заведующая отделом Государственного музея Л. Н. Толстого "Толстовский центр на Пятницкой-12". – Он предложил им использовать технические способности в создании уникального для музея и усадьбы сувенира. 

Инженеры стали думать, что бы сделать особенного. Хотели выпиливать фигурки из дерева, потом мастерить куколок-скелетцев, какие делала Софья Толстая. Но такие изделия уже существовали. И тогда они вспомнили о глине, которой в Ясной Поляне много. Параллельно в Тарусе ликвидировали завод по производству керамики, оборудование продавали. Часть этого оборудования приобрели музейщики – с ним появилась возможность создавать керамические изделия. Глину в усадьбе нашли не сразу. Людмила Макарова умела определять, под каким растением находится та или иная глина, и руководила процессом. Помог и опыт яснополянской жизни столетней давности – история, как в гости ко Льву Николаевичу приехал скульптор Илья Гинзбург, чтобы создать бюст писателя.

– Когда Гинзбург начал работу над бюстом, понял – глины взял мало. Расстроился, – продолжает Инна. – Но Толстой его подбодрил, сказал, что "этого добра здесь хватает". Сели они на одну лошадь и поехали на берег реки, где Лев Николаевич показал конкретное место, где залегает хорошая глина. Вдвоём накопали её с лихвой. Целый день босыми ногами глину для скульптора мешали Андрей и Михаил, сыновья Толстого. Так Гинзбург в Ясной Поляне создал не один бюст писателя. 

В Ясной Поляне в одном месте на разной глубине залегают несколько сортов глины: чёрная, коричневая и жёлтая с оттенками. Смешанные в разных пропорциях, они дают 5–7 цветов для росписи. 

Яснополянская глина трёх цветов.

Яснополянская глина трёх цветов.

Елена Купцова

Фото:

– Для росписи керамических изделий выбрали ангобную глину, природную, с приглушёнными нежными оттенками, – объясняет куратор. – Ангобами расписывают сырую работу, а уже потом расписанное изделие обжигают в печи.  

Не имея художественного образования, будущие керамисты познавали мастерство по наитию. Вдохновлялись природой имения: запечатлевали на пленке растения, цветы и деревья, проявляли фотографии, а потом старались схематически их изобразить. Рисунки и гербарий Софьи Толстой также стали источниками для создания изображений. 

Этапы технического процесса росписи ангобами.

Этапы технического процесса росписи ангобами.

Елена Купцова

Фото:

Сейчас у этого промысла сформировалось уже несколько стилей. Один из них – комодная яснополянская кукла. Это небольшие скульптуры людей или персонажей. Герои "Войны и мира" – Наташа, Пьер, Элен и Андрей, и "Анны Карениной" – Анна и Вронский, будто сошли с иллюстраций к романам: в тех же костюмах и позах запечатлены в глине и расписаны художницей Юлией Лыковой. Комодные куклы, чьи образы в XIX–XX веках брали из модных журналов, украшали городские дома, потому как комода в деревенских домах не было.

Комодные куклы, расписанные Юлией Лыковой.

Комодные куклы, расписанные Юлией Лыковой.

Елена Купцова

Фото:

Второй стиль – яснополянская глиняная посуда и народные игрушки – свистульки, деревенские персонажи и животные, какими издревле играли крестьянские дети, созданы художниками совместно: кто-то мешал глину, кто-то на гончарном круге лепил фигурки, кто-то затем их расписывал.

– Яснополянские керамисты сначала гравируют контур рисунка на изделии заточенной вязальной спицей, а затем расписывают. В основе этого промысла – глина, специально покрашенная тонким слоем, чтобы сохранить и передать её природные цвета, – Инна показывает птичку-свистульку. – Вот эту игрушку художницы передали нам в дар. Чувствуете, рисунок объёмный, шершавый. Так слепые и слабовидящие ребятишки, для которых мы тоже проводим экскурсии и мастер-классы, смогут изучать новый народный промысел.  

Керамическая посуда и игрушки, которые художницы прислали музею в дар, для занятий с детьми.

Керамическая посуда и игрушки, которые художницы прислали музею в дар, для занятий с детьми.

Елена Купцова

Фото:

– В каждом есть искра творца, и человеку необходимо творить, даже в самые сложные периоды в жизни. Яснополянские керамисты – удивительные. Это женщины, инженеры, которые не опустили руки, а создали новое искреннее искусство.

                                                                                                                           Инна Аккерманцева, куратор выставки