Название

– В древнерусских летописях можно прочитать про Мясопустную неделю. С греческого языка слово "Мясопуст" – это время прощания с мясом, в латинском языке это "карнавал" (carne vale, "прощай, мясо"). После Мясопустной недели наступала Сыропустная неделя – прощание с сыром, то, что мы и называем Масленицей. В русских текстах она называется "Маслопуст", или Масленая неделя.

Катание с горы

Этот обычай был распространен в русских деревнях – обыгрывалась тема пути как легкой, гладкой дороги. На гравюрах и рисунках XVIII-XIX веков можно увидеть празднования Масленицы в Петербурге и в Москве, все художники изображают катальные горки, поставленные друг напротив друга.

– Катание с горы также символизировало бесполезное времяпрепровождение, на Масленицу нельзя было работать. А деревянная горка – символ безделья, в последний день празднований ее разрушали.

Столб с петухом

В XX веке горки уходят на периферию: появляется больше изображений катания на тройках, различные балаганы, ярмарки.

– В советский период Масленица была запрещена, ее высмеивали в журнале "Безбожник". В 1958 году ее попытались возродить, но в качестве нового праздника под названием "Русская зима". Она тоже праздновалась неделю – с тройками и катанием с горок. 

Со временем катание с горок превратилось в игру "Взятие снежного городка". На возвышении устанавливали ледяной столб, и штурмующие должны были на него взобраться. А на верхушке столба устанавливали фигурку петуха. Холм, столб и петух, согласно христианской символике, означают новый день, воскресение.

"В Новгороде под стенами кремля эта традиция сохранилась до наших дней. Все это можно увидеть в сценах гуляний на Масленицу в фильме "Сибирский цирюльник", – добавил Даниил. – Я провел анализ 120 народных песен, почти во всех встречается мотив горы как место действия. Масленицу устраивали на горе – чтобы, когда сжигали чучело, пламя было видно из соседних деревень".

Чучело

"Это персонификация Масленицы. На рисунках начала 20-го века можно увидеть изображение чучела с лицом. Но уже в советский период его делали из сена как безликую куклу. Все исследователи указывают на ветхость, скабрезность этого чучела – сальная, рваная одежда, какой-то мусор, оставшийся в избе. Солому для его изготовления собирали из разных домов, чтобы причастны были все жители. Ветхость и сено символизируют мимолетность человеческой жизни", – сказал Даниил Крапчунов.

Но не во всех областях для этого обряда использовали чучело. По словам Крапчунова, в Новгородской области вместо чучела был пучок соломы на шесте. В некоторых других областях – куча мусора, сложенная на горе, которую сжигали в последний, Прощеный день Масленичной недели.

Блины

В XVI-XVII веках на Масленицу пекли хворост и орешки – обжаренные в масле кусочки теста. Печь блины на Масленицу стали в XVIII веке, причем это были гречневые блины – "русскими блинами" называли именно темные, из гречневой муки, они не жарились, а запекались в печи.

"С XIX века почти все историки и специалисты по народной культуре сошлись во мнении, что блин – это напоминание о Солнце как символе возрождения и хорошем урожае, – уточнил Даниил Крапчунов. –  Но не следует забывать, что традиционно Масленица – это праздник молодой семьи. Всех молодоженов встречали и угощали блинами. Было принято ходить в гости к тестю и теще – это называлось “гостеванием”. В последний день деревенские жители просили прощения и прощали друг друга".