Проблема образования на Крайнем Севере очень остро стояла до 1930-х годов, пока государство не решило бороться с неграмотностью на территории страны. Тогда по инициативе общественного деятеля Николая Сапрыгина были созданы "Красные чумы" для просвещения коренных народов Севера.
Красные чумы - кочевая организация культуры для коренных народов Севера, кочующих оленеводов и охотников
Выездные бригады включали культработника, медика, ветеринара и других специалистов. Они обучали взрослых людей грамоте, оказывали медпомощь людям и животным, вели просвещение через кинематограф и литературу, то есть знакомили местное население с Большой землёй на местных языках – ненецком, коми. И если в 1930 году в Ненецком округе было всего 3 Красных чума, то в 1956-м их количество выросло уже до 17.
Как рассказал Metro шеф-редактор проекта "Дети Арктики" Артур Агафонов, кочевые школы существовали ещё на заре Советского Союза.
Амалия Хазанович – Колумб среди учителей
Одной из заведующих "Красным чумом" всего в 23 года стала Амалия Хазанович. Поначалу она занимала должность секретаря исполкома сельсовета и заведовала избой-читальней в Подмосковье (первые сельские народные библиотеки Российской империи и СССР). Но на фоне трагедии с пароходом "Челюскин", который был раздавлен льдами и ушёл под воду в течение двух часов, Амалия решила посвятить себя покорению Севера. Её тронула человеческая трагедия арктических исследователей.
Первое поселение кочующих оленеводов, в которое приехала работать молодая девушка, находилось на станке Исаевском (260 км от села Хатанга). Условия жизни учительницы оставляли желать лучшего: ей приходилось спать на нарах, обогреваться маленькой железной печкой. В тот момент главной целью было образовать и окультурить местное население. С большим трудом спустя время ей всё же удалось привить девушкам-долганкам культуру омовения и чистой одежды, а также заинтересовать образованием. Она даже придумывала соревнования, к примеру, "За самый чистый балок" (передвижной домик на полозьях для временного проживания людей на Севере. – Прим. ред.).
Чуть позже Амалия узнала о существовании дикого племени нганасанов, исповедовавших шаманизм и убивавших всех, кто пытался привнести образование в их края. И если кого-то бы отпугнуло дикое племя, то только не её – девушка отправилась туда в одиночестве.
Проблема нганасанов заключалась в прямом нежелании образовываться. По их мнению, учение грозило неудачной охотой, что было для них подобно смерти. Однако Хазанович удалось переубедить их в ошибочных убеждениях, что уже немного позже подтвердила её книга "Друзья мои нганасаны: из таймырских дневников".
Умный чум
В конце XX века в России снова зашла речь о кочевых школах. Только на этот раз они уже рассматривались как альтернатива школам-интернатам, куда вывозили детей на весь учебный год, разлучая с родителями.
Эта проблема побудила региональные власти вновь обратиться к практике кочевых школ. Как рассказала на страницах книги "История и педагогика естествознания" аспирантка Александра Терёхина, после 2010 года в Республике Якутия, Ямало-Ненецком автономном и других округах существовало уже 13 кочевых школ. И в тоже время в одно из стойбищ оленеводов-кочевников приехала преподавать русский и литературу Нелли Чарду. Она рассказала Metro, как проходили уроки в условиях Крайнего Севера.
Вне уроков дети вели свой обычный образ жизни, играли, помогали родителям, катались с горок. Вечером Нелли показывала им заранее скачанные фильмы через проектор на стене. По выходным совершали путешествие на снегоходе к стаду оленей.
Звучит как сказка, если бы не погодные аномалии: зимой 2014 года в ямальской тундре произошёл массовый падёж оленей. Отсутствие пищи погубило более 6 тыс. животных. Поэтому многие оленеводы остались на грани выживания и переселились в посёлки. Потребность в кочевых школах снова исчезла.
Мобильная тундра
По словам Артура Агафонова, вопросы образования Крайнего Севера сейчас решаются по-разному. Детей либо отправляют на весь учебный год в школы-интернаты, либо обучают дистанционно.