С введением западных санкций многие уже представили наших граждан, уверенно двигающихся в сторону ответственного потребления: многоразовая тара, покупка только необходимых вещей, вторичное использование и так далее.
Metro поговорило с основателем агентства All Good и руководителем стратегических проектов по экологизации и устойчивому развитию бизнеса Наталией Сониной о том, как ситуация в мире может отразиться на экологии в нашей стране.
Не было бы счастья
Если говорить о позитивных моментах, то Наталия Сонина считает, что перспектива для развития ответственного потребления есть, но появилась она за счет экономического кризиса.
– Это, конечно, довольно грустная причина для позитивных подвижек. В нашей стране ответственное потребление – это экономия: снижение покупок вещей, увеличение процента ремонта техники (одежды, мебели и т.д.) вместо приобретения новой. Это хороший для экологии пункт. Предполагаемую замену тетрапака на многоразовую упаковку можно назвать позитивным фактором. Тетрапак не самая экофрендли-упаковка, её будет гораздо проще перерабатывать в России, – говорит эксперт.
При этом на "уровне пользователя" есть и обратная сторона: не все будут готовы тратить больше на экотовары.
– Люди, скорее всего, не смогут позволить себе более дорогостоящих услуг и товаров – например, продуктов без упаковки из экомагазинов. Если что-то будет дороже даже с приставкой "эко", это вряд ли будут покупать. Как пример, вряд ли будут так активно пользоваться своими кружками, потому что это дополнительный аксессуар, который нужно сначала приобрести, – считает Наталия.
Где-то эффект уже заметен, а где-то будет временный
Офисные сотрудники и бизнес уже заметили, что стали более экологичными. В связи с подорожанием бумаги и картриджей многие перешли на электронный документооборот либо стали печатать на обратной стороне использованной бумаги.
– Мы заметили, что государство дает какие-то поблажки и ускоряет процесс внедрения электронного документооборота. Есть поблажки по электронным чекам. Если раньше бумажные чеки необходимо было печатать всем, то сейчас, даже если у вас нет возможности систематически отправлять электронные, есть возможность как-то быстренько перейти на эту опцию, – комментирует Сонина.
В каких-то сферах экологический прогресс наступит, но будет не слишком заметным и, скорее всего, кратковременным. Например, это касается использования желтой бумаги для печати (без использования отбеливающих химикатов на основе хлора, что делает ее экологичной).
– Предприятия, скорее всего, получат недостающие материалы. Не в Европе, значит, в Азии или на внутреннем рынке. Думаю, это будет как в пандемию, когда на несколько месяцев транспорт перестал ездить, а потом возобновил работу. Поэтому каких-то больших ожиданий нет, только краткосрочные, – говорит основатель All Good.
Больше месяца не продержимся
Позитивным моментом Наталия называет и то, что люди, пусть и поневоле, стали задумываться об осознанности. Более того, в СМИ стали открыто обсуждать и некоторые несколько табуированные темы – например, многоразовые прокладки и менструальные чаши.
– Я не думаю, что это будет массовое явление, но, скорее всего, рост их использования произойдет. По крайней мере, эта тема может стать более приемлемой для обсуждения и менее табуированной, потому что раньше многие даже не хотели задумываться о таком. Если действительно не будет прокладок, мы вряд ли продержимся всей страной больше месяца. Поэтому придется говорить на эту тему открыто, что в российских медиа пока еще не так принято, – делится руководитель проектов по экологизации.
Обращает внимание Наталия Сонина и на сдвиги в ментальном здоровье граждан.
– Может быть, немножечко это не про экологию, но все равно все связано. Чем больше времени мы проводим на природе, тем лучше самочувствие. Сейчас многие задумались о том, чтобы выращивать овощи у себя в огороде. Хотя люди боятся, что им нечего будет есть, но при этом всё равно в некоторой мере это позитивно скажется на их здоровье. Плюс некоторые компании стали тратить деньги на ментальное здоровье своих сотрудников: заказывать тренинги, семинары, медитацию, йогу, командные активности. Произошло это в ответ на стресс – экономический в том числе. Санкции уйдут, экономика восстановится, а эта практика помогать сотрудникам справиться со стрессом останется.
Минусов тоже хватает
Негативных последствий санкций для экологии в перспективе тоже достаточно. Есть риски, что будет больше производственных выбросов, увеличится потребление одноразовых расходников, уменьшится качество экологического контроля в стране.
– Очень многие экофрендли-компании не будут способны существовать в принципе. Потому что все, что существует не за счет государственных дотаций, а именно за счет частных пожертвований либо за счет проектов, финансируемых иностранными компаниями, находится под угрозой. Это понятно: у людей заканчиваются деньги, – делится Наталия Сонина. – Что касается уровня уже государственного, мы знаем, что в России есть собственные регламенты по охране окружающей среды, есть климатические акты. Хорошо, что у нас есть в законодательстве какая-то база по самостоятельной работе. Минус в том, что эта база менее прогрессивная и требования нашего государства не такие высокие, как например, требования западных компаний. Поэтому без запроса западного рынка на соответствие ESG-стандартам (соответствующим принципам устойчивого развития), возможно, для многих российских компаний потеряет экономический смысл соблюдать все эти требования.
Настало время "навести порядок на заднем дворе"
Олег Доронин, генеральный директор проектной компании "Экологические услуги" и президент делового клуба "Эталон", видит неплохие возможности для нашего бизнеса стать более экологичными в эти непростые времена.
– Санкции ограничат доступ крупных компаний к дешевым западным кредитам, и они обратят внимание на банки, готовые выдавать деньги при высоком ESG-рейтинге. И поэтому настало время "навести порядок на заднем дворе". Предлагаю начать с инвентаризации источников выбросов в атмосферу. Далее можно посмотреть на отходы производства и потребления. Например, имеет смысл внедрить раздельный сбор мусора на предприятии и, кроме черного и цветного металлов, отделять еще и древесину, бумагу, картон, стекло, пластик, ПЭТ-бутылки, отработанное масло из авто и т.д. Это всё востребованные на вторичном рынке ресурсы. На рынке есть компании, готовые платить за них деньги и даже самостоятельно вывозить. Древесину можно использовать в качестве топлива в своих котельных для снижения затрат на отопление. А затем заявить, что вы делаете подобные мероприятия, добиться высокого ESG-рейтинга оценки предприятия и получить в банке "зелёное" финансирование, – предлагает Доронин.