У орнитологов знаменитой биостанции на Куршской косе началась горячая пора: птицы, перемещаясь с севера на юг, останавливаются на полуострове в Балтийском море. Всех, кто попадает в специальную ловушку, установленную специалистами, описывают и выпускают на волю. Журналист Metro понаблюдал, как окольцовывают самых маленьких птиц
Госинспектор лесного хозяйства заповедника «Куршская коса» Сергей Дятлов значительную часть своей жизни проводит в лесу.
– Иногда надо мной шутят: «С твоей фамилией, Дятлов, только в лесу и работать», – рассказывает Сергей. – На самом деле, так случайно получилось. Я местный. Получил образование, вернулся и устроился в заповедник. Идёшь по лесу, а вокруг тебя «однофамильцы» летают: то пёстрого дятла встретишь, то чёрного. И почти все – с кольцами на лапах. Значит, они уже побывали на биостанции.
Сергей Дятлов – не единственный сотрудник заповедника со специфической фамилией.
Туристами на Куршской косе занимается Наталья Сусликова; на орнитологической станции больше 40 лет работает доктор биологических наук Леонид Соколов.
– Меня всегда интересовало, как это у птиц хватает мозгов возвращаться всё время в одно и то же место, – говорит Соколов. – Этот вопрос я изучаю до сих пор...
Соколов, как и другие орнитологи, ведёт экскурсии. Туристы называют биологов властелинами колец.
Гигантские сачки для пернатых
Сейчас на старейшей орнитологической станции горячая пора. Здесь окольцовывают и ведут учёт перелётных птиц.
В полевом стационаре «Фрингилла» установлены две ловушки.
– Они похожи на гигантские сачки или на футбольные ворота, – рассказывает биолог Александра Синельщикова. – Устроены просто. Постепенно ловушка сужается и заканчивается приёмным каналом. Пернатые залетают, проходят насквозь и попадают в приёмную камеру. Ловушки сделаны из обычной сети, которой ловят рыбу в Финском заливе.
По словам орнитологов, здесь отлавливают около 200 видов птиц. Для сравнения, в Европе встречается около 400 видов, а в мире – больше 10 тыс. Осенью и весной каждый час в сети орнитологов попадают 5–6 пернатых.
– Чтобы вылететь из кармана ловушки, птице необходимо развернуться. Но она этого не понимает...
Окольцевали и отпустили
Орнитолог Александра Синельщикова достаёт из ловушки птицу пеночку. Кладёт её в холщовый мешочек и уносит на станцию.
Характеристика пеночки записывается в специальный учётный журнал: название на латыни (чтобы орнитологи из других стран могли опознать птицу), возраст, пол (если возможно понять), длина крыла, вес.
– Возраст птицы, естественно, определяем примерный: если брюшко жёлтое, значит, молодая, – говорит орнитолог. – Крыло измеряем с помощью линейки, у пеночки оно 67 мм. Чтобы взвесить, кладём птицу в кулёк. Наша весит 8,5 грамма.
Для миниатюрной птицы подходит только самое маленькое кольцо. Вес трёх таких алюминиевых колечек не превышает 0,1 грамма. Мини-обруч свободно скользит по тонкой лапке – значит, кольцо не пережимает кожу и сосуды.
– Один зяблик попадал в нашу ловушку восемь лет подряд, – говорит Александра. – И кольцо у него было в отличном состоянии.
Номер кольца также записывается в журнал.
Александра раскрывает ладонь, и через секунду пеночка исчезает в лесу.
Аспирант вместо приманки
Орнитологи похожи на ключников. У каждого – связка колец диаметром от миллиметра до нескольких сантиметров.
– Заказываем их в соседней Польше, – рассказывает Александра Синельщикова. – В России тоже есть производство, но качество оставляет желать лучшего.
В ловушки в основном попадают мелкие пернатые: представители семейства воробьиных, дятлы, некрупные ястребы. За более чем 60-летнюю историю биостанции однажды удалось окольцевать рыжую цаплю – она просто зашла в ловушку, а выйти не смогла.
– Лебеди, аисты, журавли летят высоко, в сети не попадают, – говорят орнитологи. – Зато осенью через нас летит много ушастых сов. Мы придумали способ, как их привлечь. По ночам в ловушках дежурят студенты и аспиранты, вооружаются пищащими игрушками, имитирующими мышиный писк. Совы реагируют, залетают, мы их кольцуем и отпускаем.
Из сотни окольцованных птиц обычно орнитологи узнают о судьбе только одной. По словам сотрудников биостанции, здесь бывают перелётные птицы из Африки, Азии, Южной Европы, Скандинавии.
Расположение Куршской косы – полуострова в Балтийском море – совпадает с направлением перелёта птиц. Поэтому косу называют птичьим мостом.