Metro продолжает рубрику "Книжный обзор". Каждую неделю мы представляем наш взгляд на самые интересные новинки российских издательств, с которыми уж точно не будет скучно.
 

Большой роман недели

Си Памжань
Сколько золота в этих холмах
2021. ЭКСМО

Аннотация: Ночью умирает Ба. Ма нет уже давно. Вмиг осиротевшие Люси и Сэм оказываются совсем одни затерянные на просторах земель, где всё кажется чужим. В поисках подходящего места для могилы отца они отправляются в путешествие, прочь от злобы жителей шахтерского городкак открытым равнинам, жёлтой кромке горизонта, змеящимся вдалеке холмам, и новым надеждам. В этой книге сплетаются мифический символизм китайской культуры и терпкий дух Калифорнийской золотой лихорадки.

Наше мнение: Все знают про лихие перестрелки эпохи сухого закона, Войну за независимость и ковбоев. Хотя бы на уровне стереотипов из большого кино. Но в американской истории есть множество не столько очевидных сюжетов, о которых пишут и говорят редко. Один из них стал появляться в массовой культуре совсем недавно. В частности, в сериалах. А именно истории китайских мигрантов второй половины XIX века, которые массово трудились на строительстве железных дорог, работали шахтёрами, но были людьми второго сорта. В 1882 году даже приняли дискриминационный Закон об исключении китайцев – они поднимали экономику за копейки, но не могли получить гражданство. Си Памжань в своём дебютном романе соединила реалии периода Золотой лихорадки и мифологию исторической родины. Текст получился лиричным, атмосферным, многогранным, но при этом мрачным, с толикой безнадёги и одиночества. Совсем грубо, он напоминает Фолкнера и Стейнбека, помноженных на магический реализм (голоса живых против голосов мёртвых). Это одновременно роман-путешествие, размышление и сожаление о временах, когда "американская мечта" нередко превращалась в американский кошмар. Разумеется, в произведение есть допущения и неточности с исторической точки зрения. В частности, на форумах уже спорили о том, что мигранты ехали в основном с юга Поднебесной, что накладывает отпечаток на диалекты. Но я бы не судил автора очень строго: ибо задачи у неё в её постиммигрантской прозе иные нежели детально восстановить историческую достоверность.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Притча недели 

Артуро Перес-Реверте
Боевые псы не пляшут

2021. ЭКСМО

Аннотация: Бывший бойцовский пёс Арап живёт размеренной жизнью – охраняет хозяйский амбар и проводит свободные часы, попивая анисовые отходы местной винокурни. Однажды два приятеля Арапа – родезийский риджбек Тео и выставочный борзой аристократ Красавчик Борис – бесследно исчезают, и Арап, почуяв неладное, отправляется на их поиски. Он будет вынужден пробраться в то место, где когда-то снискал славу отменного убийцы и куда надеялся больше никогда не вернуться – в яму Живодерни. Однако попасть туда – это полдела, нужно суметь унести оттуда лапы.

Наше мнение: Испанец, ставший законодателем мод в историческом детективе, в течение своей продолжительной карьеры активно пробовал себя в других жанрах. И историю своей страны написал в ироничном варианте (недавно издана в России), и о собаках создал лаконичную притчу-боевик в лучших традициях Гая Ричи и Квентина Тарантино. Кинематографичную, так и просящуюся на экраны (скорее в виде кинокомикса для взрослых), жестокую, авантюрную и грустную, но реалистичную при всём при этом. Подтекст тут крутится на двух уровнях. Происходящее можно воспринимать и как заботу о братья наших меньших – поднимается тема негуманного обращения с животными, и как некую аллегорию: попытку спроецировать "волчьи" (точнее – собачьи) законы нашего человеческого общества на животный мир. Историю нельзя назвать сложносочинённой. Как раз наоборот – с самого начала всё предельно ясно и легко предсказать итог, а также этапы "борьбы". Но короткий роман "Боевые псы не пляшут" тем не менее заставляет задуматься на вечные темы: дружба, судьба, взаимопомощь и так далее.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Бизнес-книга недели

Сара Фрайер
No filter. История Instagram

2021. Бомбора

Аннотация: Отмеченная наградами журналистка Bloomberg Сара Фрайер представляет правдивую историю одного из самых популярных и дорогих приложений планетыInstagram. Фрайер вскрывает механизмы, которые привели приложение к сокрушительному успеху, а также анализирует, как оно изменило мир, культуру, бизнес и человеческие отношения. Вас ждут откровенные интервью с основателями, сотрудниками и конкурентами Instagram, главным редактором Vogue Анной Винтур, Крис Дженнер.  

Наше мнение: Instagram не похож ни на одну социальную сеть в современном мире. Это не просто средство коммуникации и возможность поделиться "клёвыми фоточками" из отпуска. Для сотен тысяч человек – это культурный код. Результаты нашей "жизнедеятельности" часто раньше появляются в мобильном приложении, чем расходятся по родственникам и друзьям. В принципе надо признать, что "инста" изменила наше представление о социализации и заставила по-другому потреблять контент. Здесь хвастаются, меряются, нервничают из-за того, что кто-то на Мальдивах, а ты в своей хрущёвке слушаешь крики соседей... Банальности? Отнюдь! У Фрайер получилось без формального и скучного погружения в бизнес-процессы рассказать историю сервиса. В тексте затронуты разные аспекты в широком смысле, благо инсайда здесь навалом (и это здорово!): от личных взаимоотношений в Кремниевой долине до инфлюенсеров и селебрити. Очень занятно описан мир стартапов, в котором появился Instagram. Условно, "все друг друга знают". Создатель компании Кевин Систром не согласился работать на Марка Цукерберга при создании Facebook, а потом продал ему свой бизнес за 1 млрд долларов. Кстати, сам Марк долго думал, но так и не сподобился дать Фрайер интервью для книги. Но, пожалуй, основная тема книги – именно в том, как Instagram изменил наш взгляд на мир, вошёл на подкорку и нередко подменяет нам реальность, которую мы видим вокруг. Есть над чем поразмышлять. Хорошо или плохо.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Мемуары недели

Цай Чунда
Из кожи вон

2021. Манн, Иванов и Фербер

Аннотация: В 27 лет Цай Чунда стал самым молодым человеком, занявшим директорскую должность GQ China. А ещё 5 лет спустя основал крупный модный бренд Magmode. "Из кожи вон" освещает путь становления личности с нуля до вершин. Детство Цая прошло в сельской рыбацкой деревне в провинции Фуцзянь. После того, как отец был частично парализован инсультом, Цай принял на себя роль главы семьи и работал на износ вместе с матерью и старшей сестрой, чтобы сохранить гордость семьи и оплачивать медицинские счета. Сестра Цая так и не смогла найти мужа, так как семья не могла выплатить её приданое. Цай выучился в университете и переехал в Пекин, в итоге став директором по отчётности GQ China. 

Наше мнение: Вы никогда не слышали о таком персонаже, как Цай Чунда? Вы новости смотрите? Шучу. Я тоже не слышал. И что вас может заставить прочитать мемуары человека, о котором вы не знаете вообще ничего? Вот мой пример. Первое: я люблю Китай и стараюсь не пропускать переводов на русский язык в любых жанрах (ну или как минимум на английский – многоходовочка, да). Их по-прежнему не так много. Второе: история успеха от первого лица служит прекрасным погружением в мир другой страны. Лучше, чем любые страноведческие томики и свидетельства наших соотечественников, которые устроились учителями английского в Гуанчжоу. В этом плане "Из кожи вон" просто перенасыщена деталями, которые формируют в голове национальный характер и раскладывают по полочкам культурные особенности. Третье: это очень личное произведение. Цай Чунда, как кажется со стороны, описывает всё максимально просто, без особых прикрас (ну да-да, они, эти "прикрасы", есть везде, но уровень искренности и не очень приятных моментов, без пафосной "тиньковщины", варьируется у разных авторов). Наконец, в Поднебесной эта книга стала бестселлером: продано, согласно данным издателя, 4 млн экземпляров (много или мало это для 1,4-миллиардной страны, не знаю). Но занятно, что поглощает массовый зритель. И ещё один момент: читается текст, несмотря на все подробности взросления и жизни в Китае, захватывающе, словно художественная проза. Более того, если знакомиться с текстом вслепую, без аннотации, можно было бы подумать, что это обычный роман с погружением в психологию.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото:

Историческая книга недели

Михаил Зыгарь
Фейсбук русской революции

2021. АСТ

Аннотация: Что если взглянуть на события русской революции изнутри, глазами самих участников, которые ещё не знают, чем всё закончится? Мультимедийный проект "1917. Свободная история", на основе которого создана книга это имитация того, как выглядели бы социальные сети, если бы они существовали в 1917 году. Проект был реализован на базе архивных материалов, которые транслировались в формате социальных медиа. В его рамках было создано более 1500 аккаунтов людей, газет и институций начала двадцатого века.

Наше мнение: Первый вопрос – почему не "ВКонтакте" или "Одноклассники"? В общем революция-то русская, а соцсеть – не очень. С другой стороны, какая там "ВК"? Это же для мемчиков и новостей. Вся нынешняя интеллигенция сидит в "Фейсбуке", где заливает ленту бесконечными умными мыслями о судьбе страны. Там бы проводили часы и дни Распутин, Милюков, Гиппиус и даже Николай II, считают Михаил Зыгарь и его команда. Сама концепция радует креативностью. Авторы перелопатили тысячи исторических документов и мемуаров, сформировав из них своеобразную ленту комментариев. Это не последовательные полновесные главы от разных известных исторических персонажей, а именно отрывки, составленные в логику повествования (точнее – в очевидное отсутствие логики в тех событиях, хаос происходящего в 1917 году). В самом содержании, впрочем, "революционный Фейсбук" получился довольно будничным. Представьте себе классические дневниковые записи тех времён. Местами вызывает зевоту. Вероятно, авторам стоило похулиганить и переписать некоторые тексты в современном варианте – словно это действительно "Фейсбук". В порядке бреда, конечно. На самом деле нет, но так хотелось бы. Впрочем, главный минус проекта в том, что структура всё-таки при всём том самом хаосе событий так и просит большей логики. Или, по крайней мере, суррогата. Здесь ничего такого нет.

Книжный обзор.

Книжный обзор.

"Metro"

Фото: