Тихий бестселлер недели
Ричард Осман
Клуб убийств по четвергам
2021. Манн, Иванов и Фербер
Аннотация: В доме престарелых, расположенном среди мирных сельских пейзажей, четверо друзей еженедельно встречаются в комнате для отдыха, чтобы обсудить нераскрытые преступления. Они называют себя Клубом убийств по четвергам. Элизабет, Джойс, Ибрагим и Рон уже разменяли восьмой десяток, но у них всё ещё есть кое-какие трюки в запасе. Когда местного строителя находят мёртвым, Клуб убийств по четвергам внезапно получает первое настоящее дело.
Наше мнение: Иногда крайне любопытно, по каким критериям тексты становятся бестселлерами (про издательскую рекламу понятно – там все великие и прекрасные, мёд льётся рекой). Самый продаваемый дебютный роман со времён Джоан Роулинг. Самая продаваемая книга 2020 года. Впереди – фильм и порядка 40 переводов. Короче говоря, пока сквозь регалии доберёшься до аннотации, постареешь. При этом "Клуб" – роман патриархальный, консервативный, особо ничем не выдающийся, не удивляющий и не шокирующий. В нём нет лихих погонь, обнажёнки, светской хроники и всего того, что выводит книги на вершины рейтингов. Мой вам совет: "наевшись" наградного списка, не ждите от Османа откровений, можете жестоко разочароваться. А если хотите неплохо провести время с ламповой, уютной книженцией без претензий, то велком, возможно, получите удовольствие. Нам светит типичный британский детектив с необычной завязкой, совершенно казуальным содержанием, довольно неспешным повествованием, отсутствием ярко выраженной интриги и сонмом причудливых персонажей со своими скелетами в шкафу. Они по сути и есть соль романа, ибо автор списал обитателей дома престарелых с реальных старичков и старушек из английской глуши. Более того, по ходу часто вообще забываешь, что детектив предполагает поддержание интереса к финалу, когда все маски будут сброшены. В тексте есть сантименты, скрытый смысл (тема старости и самоидентификации), лёгкий юмор, который, правда, придётся ко двору не всем (да, тот самый английский). Чего там нет, так это маньяков и кровищи, характерных для современных детективов. И это прекрасно, но не способно сделать неплохую книгу шедевром.
Историческая реконструкция недели
Эми Стэнли
Незнакомка в городе сёгуна
2021. Манн, Иванов и Фербер
Аннотация: Многогранная история-путешествие японской женщины, которая противостоит традиционным устоям общества первой половины XIX века, а также портрет Эдо – города, который скоро станет Токио. Дочь буддийского священнослужителя после трёх неудачных браков, устроенных её семьёй, проявила бунтарский характер и решила бежать из дома в огромный, кипучий город сегунов.
Наше мнение: "Незнакомка в городе сёгунов" полна противоречий. И сама Цунено, и текст о ней. Эми Стэнли отталкивалась от своих академических интересов – она специалист по истории Японии, в частности, Эдо. И задачу американка поставила себе не тривиальную: взять обычную женщину первой половины XIX века и проследить за её судьбой, сделав историю беллетризированной. Подготовительная работа с документами проведена мастерски, насколько это можно понять из романа. Но это не научный труд, а именно "художка" по мотивам, так что вопрос остаётся открытым: получилось ли? Скорее да, чем нет. Почему всё настолько неоднозначно? Во-первых, от "незнакомки" очень пахнет "повесточкой". Стэнли откровенно хотела написать феминистский роман о стране, которая до сих пор крайне патриархальна и консервативна. Что уж говорить о 200-летней истории. Получилось с трудом. Ибо жизнь Цунено вряд ли говорит о её силе. Та больше похожа на хаос и метания, а мешают героине не обстоятельства и мужчины, а зачастую она сама. Во-вторых, историческая реконструкция с пояснениями от специалиста, коим является Эми, была бы, возможно, интереснее, чем вот такой художественный формат. Жизнь Цунено, несмотря на все хитросплетения, довольно скучная и обыденная, временами даже занудная. И героического в ней нет ничего. Где-то это плюс, тут – отнюдь. Впрочем, "Незнакомка" – любопытный текст, вряд ли его можно с чем-то сравнить, тем более при такой детализации темы. Поэтому поклонникам Японии и истории в целом рекомендуется без сомнений.
История недели 18+
Розали Гилберт
Интимное Средневековье
2021. Манн, Иванов и Фербер
Аннотация: Взгляд изнутри на сексуальные практики Средневековья. Были ли средневековые женщины рабынями желаний своего мужа, носили ли в его отсутствие пояс целомудрия? Был ли секс обязанностью или удовольствием? Могла ли женщина говорить о своей сексуальности и своём теле? Нет. И в то же время – да.
Наше мнение: Всё, что вы хотели (хотели ли?) знать о сексе в Средние века и боялись спросить! Если при детальном описании интима в любых проявлениях, со всеми физиологическими подробностями, вам становится не по себе, а лицо краснеет, то даже не пытайтесь читать эту книгу. Она не просто натуралистична и подробна, а и сверх того. Средневековье в последнее время обрело второе (третье? тридцать третье?) дыхание, так что от тамплиеров, крестовых походов и прочей киношной банальности дошли уже до "вот этого". Но в отличие от учёных Викторианской эпохи, которые многое напридумывали (в том числе викингов в рогатых шлемах и прочие шаблоны массовой культуры) нынешние академики имеют возможность разложить всё по полочкам. И опять же посмотрите на переводчика. Писала Гилберт, конечно, о женщинах ("The Very Secret Sex Lives of Medieval Women" – оригинальное название). Так что рассматривается история чисто в феминистском свете: как угнетали прекрасный пол. Но по смыслу здесь без перегибов: критиковать те устои есть за что. Это мягко говоря. Достаточно взять судебные разбирательства об изнасилованиях, где судьи были априори на стороне мужчин, а те уходили от возмездия – не виновен! Что касается стиля изложения, то он, конечно, неоднозначный. Автор каждую тему делит на подглавки по отдельным персонажам (разумеется, женским) из исторических документов, а повествование становится суховатым и монотонным. Но в целом тема, пожалуй, раскрыта, да и с объёмом Гилберт не перестаралась: финал наступает быстро.
Саундтрек недели
Александр Горбачев
Не надо стесняться
2021. Институт музыкальных инициатив
Аннотация: "Не надо стесняться" – книга о 169 постсоветских поп-хитах, которые знает наизусть почти каждый житель России (хоть и не всегда по своей воле). Про каждую песню рассказывают создатели её успеха: исполнители, композиторы, поэты, продюсеры, клипмейкеры. Из смешных курьёзов, случайных озарений и творческих рецептов собирается история российской популярной культуры последних 30 лет: от "Кар-Мэн" до Моргенштерна. Основой для книги послужил номер журнала "Афиши" 2011 года.
Наше мнение: Приписка в аннотации "хоть и не всегда по своей воле" – это прямо в точку. Про меня. Я никогда не слушал русскую попсу (Бог и иже с ним миловали), глубоко и давненько (с середины 90-х) подсел на тяжёлую музыку всех мастей, прогрессивный и хард-рок, джаз и блюз, но первые две трети книги меня не удивили. Поскольку все эти треки от Андрея Губина, Иванушек и прочих алёнапиных нельзя было не слышать из каждого утюга, если ты был в те времена в более-менее внятном возрасте. Подпевали ли вы или плевались, не важно. Ну и потом это часть музыкальной истории страны: позорной или, наоборот, – позитивной, также не имеет значения. В любом случае читать истории, стоящие за шлягерами из мрачных и лихих 90-х, интересно. И всё – от лица авторов и продюсеров, прямой речью, что ценно. С тучными 2010-ми уже посложнее: здесь персонажи к музыке нередко не имеют никакого отношения. Это часто просто набор звуков от фриковатых товарищей, которые больше интересны народу светской хроникой, чем собственно альбомами. В этой части я лично сдался, но фанаты современной русской попсятины наверняка продолжат ознакомление. И будут вознаграждены
Активизм недели
Елизавета Александрова-Зорина
Рюссен коммер!
2021. ЭКСМО
Аннотация: "Рюссен коммер!" – роман про свободу. Свободу выбора судьбы, любви, страны, в которой ты хотел бы жить. Героиня Елизаветы Александровой-Зориной – политическая активистка, на чью долю выпадает вынужденная эмиграция, удивительная жизнь в Европе и не менее удивительное возвращение домой, в Россию. Роман написан в духе новой журналистики, максимально публицистично, остро и с "открытыми глазами".
Наше мнение: Давно в отечественной художественной прозе не было столь натуралистичного оппозиционного романа. Всё в основном почти пелевинские антиутопии, где персонажи говорят понятно о чём, но откровенно завуалированно. Елизавета Александрова-Зорина, журналистка по профессии, поступает по-другому, благо придерживается ультра-левых взглядов, как сообщают её краткие биографии в Сети. По тексту "Рюссен коммер!" кажется, что свою внутреннюю борьбу она проецирует на героев, которые бы точно устроили революцию, как в 1917-м, если бы оказались смелее или удачливее. А, может быть, и не устроили, а просто фантазируют, ибо в революции нет ничего романтического. Сюжет начинается с пыток в полиции, невероятно простого перехода границы и бегства альтер-эго Елизаветы (или не альтер, не суть) в Швецию. При этом ни тут, ни дальше не возникает серьёзных претензий к реалистичности происходящего (ну почти!). Всё это могло вполне происходить как-то так. И происходит: читайте телеграм-каналы. Написан текст по-журналистски, в свободном стиле, без излишней "художественности": близко к народу и публикациям из интернет-СМИ. Словно автор сама была-видела. Диалоги живые, описания не скучные, сюжет хоть и предсказуемый с прогнозируемым возвратом на Родину (какие спойлеры? возьмите аннотацию!), но динамичный. Смыслов в книге масса и кроме "там хорошо, где нас нет", поэтому не буду портить удовольствие. "Рюссен коммер!" прочитать стоит. Товар не то чтобы штучный, но и не массовый точно.