На выборы раньше звали плакаты, причём рисовали их не только художники-графики, но и знаменитые живописцы, например, певец русской деревни Аркадий Пластов (его картины знали раньше все, они были в советских учебниках) и даже президент Академии художеств СССР Борис Иогансон. Посмотреть, каким раньше было искусство предвыборной агитации, можно в Российской государственной библиотеке на выставке "Призыв к выбору". Здесь показывают плакаты, созданные в 1950—1960-е годы – время наиболее интересных находок в политическом плакатном искусстве. Несмотря на серьёзность темы выборов в СССР, эти плакаты привлекают искренностью и человечностью образов.

Плакат художника Аркадия Пластова из собрания Российской государственной библиотеки.

Плакат художника Аркадия Пластова из собрания Российской государственной библиотеки.

Российская государственная библиотека

Фото:

Самые ранние отечественные предвыборные плакаты появились ещё до советских лет, в 1917 году, в период выборов в Учредительное собрание. Их не так много, и хранятся они тоже в фондах Российской государственной библиотеки. 

– Плакаты информировали о номере в бюллетене голосования и давали графическое воплощение образа партии без уточнения программы её действий в случае победы, – рассказывает заведующая отделом изоизданий РГБ Любовь Родионова. 

Образ будущего эти плакаты пока не рисовали – всё это появится позднее.

Плакат президента Академии художеств СССР Бориса Иогансона из собрания Российской государственной библиотеки.

Плакат президента Академии художеств СССР Бориса Иогансона из собрания Российской государственной библиотеки.

Российская государственная библиотека

Фото:

После завершения Гражданской войны агитация для участия в выборах приобрела особое значение и к созданию предвыборных плакатов начали привлекать художников. Кроме очевидных агитационных целей, плакаты начали выполнять эстетическую роль: стали элементом оформления населённых пунктов страны в период выборов и украшением мест проведения голосования. Поход на выборы понемногу начинает приобретать черты праздника.

– С самого начала сформировались три основные цели предвыборного плаката: информирование о дате проведения выборной процедуры, представление избираемых кандидатов и общие призывы к участию в выборах и утверждение значимости этого мероприятия для будущего страны, – говорит Любовь Родионова.
Советский агитационный плакат из собрания Российской государственной библиотеки.

Советский агитационный плакат из собрания Российской государственной библиотеки.

Российская государственная библиотека

Фото:

Расцвет предвыборного плаката начинается после Великой Отечественной войны, с начала 1950-х годов. Несмотря на смену политических реалий, эмоциональный посыл этих плакатов понятен и сегодня, поскольку агитационная идея в них объединена с семейными и общечеловеческими ценностями.

– Формируется образ выборов как государственного и одновременно общенародного праздника, отчасти сплетённого с семейными традициями совместного голосования, – поясняет Любовь Родионова. – В предвыборном плакате этого времени часто встречаются изображения идущих к избирательным участкам семей и радостных людей.

В период оттепели, в конце 1950-х–1960-е годы, на предвыборных плакатах появляются виды строек и промышленных объектов в состоянии обновления – это отражало реальную ситуацию в стране и задачи очередных пятилеток. Также на плакатах всё чаще рисуют образы молодых людей и, что особенно необычно для предвыборной тематики советского времени, спортсменов и физкультурников – как метафору людей с активной жизненной позицией.

Образ физкультурника на предвыборном плакате – метафора человека с активной жизненной позицией.

Образ физкультурника на предвыборном плакате – метафора человека с активной жизненной позицией.

Российская государственная библиотека

Фото:

"Голосуем за счастье, за будущее наших детей!", "Выбираю я в Совет дельных, смелых, беспокойных, самых лучших и достойных!", "За расцвет Родины голосую!" – лозунги, которые украшают эти плакаты, оказались универсальными и вполне могли бы украсить и современную предвыборную агитацию.


Источник: gazetametro.ru