В современной России сложились свои традиции празднования Нового года. Как появились самые главные атрибуты праздника: Дед Мороз и Снегурочка, шампанское, икра, салат "Оливье" Metro рассказала Олеся Глущенко, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и медиакоммуникаций СЗИУ РАНХиГС
- Если говорить о разных исторических периодах, как трансформировался образ Деда Мороза? И откуда он вообще взялся?
- В славянских традициях на протяжении многих веков было принято почитать загадочного зимнего деда, которого именовали Морок, Студенец, Трескун, Трескунец, Мороз Иванович, Мороз Елкин и, наконец, Дед Мороз.
В древности это был свирепый дух зимы, трёхпалый, косматый, готовый наказать непослушных детей и злодеев и за дело, и для профилактики. Считают, что после крещения Руси деда Студенца стали забывать и он мало кого страшил.
В XIX веке появился прототип современного Деда Мороза с совсем другим характером в отличие от древнего духа зимы: он стал снисходительным, справедливым, щедрым, занялся преимущественно исполнением желаний достойного человека. Образ нового зимнего деда сформировался под влиянием почитаемого в народе Николая Угодника, Николая Чудотворца.
В период правления императора Александра II Дед Мороз-Чудотворец стал ассоциироваться с Новым годом и Рождеством. Он похорошел: белоснежная борода до пояса стала ухоженной и кудрявой, появилась богато украшенная узорами и вышивками тёплая шуба-кафтан (то голубого, то красного, то даже белого цвета), шапка с мехом, волшебный посох, добротные валенки и т.д. Дед Мороз обзавёлся мешком подарков для послушных детей.
В советской России в конце 20-х годов Дед Мороза сначала изгнали как персонажа из отвергнутой религиозной культуры дореволюционного мира, и вернулся он только в 1936–1937 годах, но уже в сопровождении внучки – Снегурочки (сделанной из снега девочки или девушки, в русской литературе красивую пьесу про жизнь Снегурочки написал А.Н. Островский). В конце 90-х годов ХХ века Дед Мороз получил своего рода прописку под Великим Устюгом, где была организована целая туристическая индустрия.
Современный Дед Мороз весь год занят делами в своей резиденции, а покидает её только в декабре.
- Про Деда понятно. А как отмечали праздник наши предки?
- Традиция пить шампанское в новогоднюю ночь распространилась в 50-е годы ХХ века, когда даже на государственном уровне объём предновогодней партии шампанского рассчитывался по формуле "одна бутылка "Советского шампанского" на одну семью".
Далее эта традиция обогатилась: новогодний стол должен быть с деликатесами и демонстрировать и изысканность меню, и богатство хозяев: икра, сервелат, мандарины, ананас или клубника зимой и иные, желательно заморские яства или требующие определённой степени кулинарного мастерства блюда (заливное, жульен и т.п.).
К слову, и сытный колбасный или мясной салат "Оливье" пришёлся к новогоднему столу в том числе и благодаря своему названию. А вот истоки этой традиции некоторые видят в 1812–1813 годах, когда французские войска везли с собой большие партии шампанского, чтобы пить его в побежденной Москве, а при отступлении оккупантов это шампанское пили все, кроме горе-завоевателей.
Другие же считают, что аристократы пили дорогое шаманское на светских раутах и балах, и в подражание им и иные граждане по особым праздникам стали позволять себе шампанское. А вот традицию чокаться хрустальными бокалами приписывают императору Александру II.