Что делать после инсульта
Начать реабилитационные мероприятия в острый период очень важно. В связи с ослабленным состоянием пациента этим должен заниматься специалист.
– В остром периоде очень важен уход за больным, – говорит врач. – Именно от неправильного ухода зависит появление такого неприятного осложнения, как пролежни. Для их профилактики необходимы частые повороты и смена положения тела в постели, сохранение в чистоте и сухости кожных покровов, использование противопролежневых матрасов или других подобных приспособлений, обработка кожных покровов при покраснении специальными средствами, ежедневная смена постельного белья, которое должно быть без складок. Для профилактики образования контрактур и тромбофлебита также необходимы лечение сменой положения и пассивная гимнастика.
Что такое реабилитация
Медицинская реабилитация – это комплекс мероприятий, направленный на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма человека после заболеваний, операций, травм или в период ремиссии хронического заболевания.
– По стандартам реабилитация должна начинаться ещё в реанимации при стабилизации состояния пациента. В первые 24–48 часов это могут быть пассивная работа, позиционирование, дыхательная гимнастика. Например, после ишемического инсульта можно ненадолго присаживать пациента уже в первые сутки после удара. Поэтому на этот вопрос я бы ответил: "Чем раньше, тем лучше при условии стабилизации состояния пациента". Ранняя активизация не допускает осложнений и малоподвижности, и именно она – залог будущего лучшего реабилитационного потенциала. Но, учитывая слабость пациента, заниматься активизацией следует опытному специалисту.
Когда начинать?
– Реабилитация сразу после инсульта максимально эффективна, функции восстанавливаются лучше и быстрее, но улучшить качество жизни пациента возможно и через год. Во-первых, часто человек не знает о своих уже имеющихся способностях. То есть он теоретически уже давно мог выполнять какое-то действие, но никто с ним этим не занимался. В этом случае реабилитация должна раскрыть возможности пациента и улучшить качество жизни, даже если на структурном уровне восстановления и нет. Во-вторых, бывает, что пациент поступает к нам и у него, к примеру, не работает кисть. После реабилитационного лечения у него по-прежнему не работает кисть, но раньше он не мог сам умываться, чистить зубы, одеваться, раздеваться, приготовить себе еду... А после курса может! Его качество жизни намного улучшилось, хотя движение во второй руке и не появилось. Это тоже реабилитация, и она сроков не имеет.
Каковы пути восстановления
– Максимального восстановления можно добиться, если приступить к активной реабилитации как можно раньше, – отмечает эксперт. – Выпиской лечение не заканчивается, а только начинается. Задачей стационара является спасение жизни, а вот восстановление функций и навыков – это дело реабилитологов.
Путей несколько. Это специализированный реабилитационный центр. На мой взгляд, оптимальный вариант, так как там работают специалисты, которые знают, как ухаживать, профилактировать осложнения и восстанавливать пациента. И занимаются они этим каждый день.
Занятия в амбулатории: то есть приезжать куда-то, получать занятие и уезжать домой могут позволить себе совсем немногие пациенты в связи с малоподвижностью, так как сразу после стационара люди, как правило, не то что ходить не могут, они не могут даже сами на бок повернуться.
Есть ещё вариант – занятия на дому. Он приемлем, но только в том случае, если специалист обучит родственников, и они смогут полностью посвящать себя уходу и занятиям с пациентом.
Каких ждать результатов
Результаты зависят от правильно поставленных целей реабилитационного лечения, а они должны быть сформулированы максимально точно, уверен Максим Штоль.
– Недопустимо работать без цели – это значит, что мы с вами что-то поделаем и посмотрим, что получится. Цель не может звучать как "восстановить руку" или "ходить" – это очень абстрактно.
Существует принцип формулирования цели SMART. Он про то, что цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной для пациента и ограниченной по времени. Например, долгосрочная цель может звучать так: "Иван Иванович через 10 дней самостоятельно доходит от кровати до раковины с опорой на четырёхопорную трость".
Почему важна роль семьи
– С одной стороны, родственники не должны быть барьером к восстановлению. Важное правило реабилитации: всё, что пациент может делать сам, он должен делать сам! Задача близкого – лишь обеспечить безопасность действия, а помогать только в тех случаях, когда самостоятельно никак. При гиперопеке у пациента отсутствует мотивация самостоятельно садиться, вставать, есть, умываться и так далее. За него и так всё это делают. В итоге реабилитационный процесс тормозится. А с другой стороны, родственники должны участвовать в реабилитационном процессе. Те навыки и движения, которые восстанавливаются при прохождении курса реабилитации, должны закрепляться дома, в качестве домашнего задания.