20 марта юрист и глава украинского добровольческого проекта "Мобильный госпиталь" Геннадий Друзенко, выступая в прямом эфире телеканала "Украина 24" позволил себе фашисткие высказывания.
– Я своим врачам дал очень острое указание всех мужчин кастрировать, потому что это тараканы, а не люди, – сказал он во время эфира программы Freeдом. – И поверьте, русские будут умирать, умирать в большом количестве. Те, кто уйдут, будут вспоминать кошмар украинской земли, как немцы вспоминали Сталинград.
Его фашистские высказывания не вызвали никакой негативной реакции со стороны ведущих программы, но при этом поразили всю российскую общественность.
Петербургский психолог Ирина Леонова так высказалась о речи Друзенко:
– Можно долго рассуждать о том, как у человека сформировались такие садистские наклонности, какие детские страхи и комплексы стали их причиной, но очевидно одно: юрист находится не в самом адекватном состоянии, на грани с психиатрией. И те высказывания, которые он позволяет себе, это обычный фашизм. Переписывание истории, искажение фактов, акцент на исключительной исторической миссии Украины как жертвы российских имперских амбиций – все это позволило патологическим личностям заявить о себе, вписать свою ненависть, агрессию, садистские наклонности в процветающую в украинском обществе идеологию нацизма. Однако этот человек не врач. А вот если врачи последуют его приказу, они нарушат врачебную клятву. Вне зависимости от того, как она называется – клятва Гиппократа, российского или украинского врача, она все равно предписывает доктору помогать всем людям, нуждающимся в помощи.
Омбудсмены не остались в стороне от этой истории.
– Подобное заявление – нарушение международного гуманитарного права, в основе которого 4 Женевских конвенции 1949 года, – сказала карельский уполномоченный по правам человека Лариса Бойченко. – В том числе Женевская конвенция от 12 августа 1949 года "Об обращении с военнопленными". В итоге Геннадий Друзенко может быть привлечен к ответственности за разжигание межнациональной розни, в том числе в соответствии со статьями Конвенции 1948 года "О предотвращении геноцида".
На слова фашиствующего юриста последовала быстрая официальная реакция России. Уже 21 марта глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил подведомственному ему органу "незамедлительно возбудить уголовное дело и дать процессуальную оценку действиям Друзенко".
И несмотря на то, что сам юрист уже 21 марта в Telegram-канале SHOT публично отказался от своих слов, заявив: "Это были эмоции. Мне очень жаль. Мы спасаем жизни", забыть сказанное теперь будет сложно.