О чем спектакль

Композитор Антонио Сальери (Алексей Гуськов) исповедуется перед залом. Еще в детстве он молил Бога: "Я откажусь от всех радостей жизни и самой жизни, только приблизь меня к музыке". Казалось бы, Всевышний согласился на эту "сделку" и мечты сбылись: Сальери знает вся Европа, он вот-вот станет первым императорским капельмейстером. Но неожиданно в Вене появляется зальцбургский провинциал Моцарт (Виктор Добронравов). Он валяет перед двором дурака, то и дело говорит "мяу", играет бутылками в бильярд, проклинает в лице Сальери итальянцев ("вонючие гады, понаехали") и предлагает исполнить музыку уважаемого мэтра: "Давайте пропукаем Сальери". Сальери слушает его музыку и понимает: лучше Моцарта не пишет никто. Он в ужасе: Бог его обманул и отдал музыкальный гений не ему, а этой деревенщине! Смертельно обиженный, Сальери начинает мстить Всевышнему, уничтожая его любимчика.

Моцарт (Виктор Добронравов) при дворе императора Иосифа II (Федор Воронцов).

Моцарт (Виктор Добронравов) при дворе императора Иосифа II (Федор Воронцов).

пресс-служба Театра им. Вахтангова

Фото:

Впечатления

В постановке сразу узнаются мотивы знаменитого фильма Милоша Формана "Амадей", снятого по пьесе британского драматурга Питера Шеффера. Последний, в свою очередь, вдохновлялся "Моцартом и Сальери" Пушкина, давшего миру знаменитый миф о том, что Сальери отравил Моцарта. Целый ряд сцен и деталей из фильма Формана (от комичной критики "Похищения из сераля" за избыток нот до конфет "соски Венеры") расцвечены понятными вахтанговскому залу аллюзиями. "В чем наша сила, брат?" – вопрошает префект Императорской библиотеки (Евгений Косырев), а Моцарт исполняет смесь хип-хопа и брейка под свой концерт для фортепиано № 21. Слишком большая близость к фильму Формана заставляет то и дело непроизвольно сравнивать фильм и спектакль. И тут Сальери Абрахама Мюррэя из фильма проигрывает Сальери Алексея Гуськова. Это, конечно, роль Гуськова: мало кто так быстро умеет черную ненависть переплавить в лучезарную улыбку. Он так громогласно возвращает Творцу билет, что то и дело сверкающая на сцене молния мало что добавляет к силе его "жестокой войны с Богом в лице его любимца Амадея". Действие плавно движется по волнам музыки Моцарта (и немного Сальери), заставляя зал то хохотать над эскападами королевского гофмейстера с солдафонскими замашками (Валерий Ушаков), требующего от всех говорить по-немецки и обожать Германию, то любоваться на пластический дар Моцарта – Виктора Добронравова ("я еще и танцевать умею"). "За симфонией я могу уснуть, а за бильярдом – никогда", – честно признается попавший в лапы своего смертельного завистника музыкальный гений и "пишет" на сцене четыре своих оперы.

Сальери Алексея Гуськова решил не на шутку отомстить Творцу.

Сальери Алексея Гуськова решил не на шутку отомстить Творцу.

пресс-служба Театра им. Вахтангова

Фото:

Фишки

На сцене Вахтанговского театра все 250 оттенков серого: на фоне графитовых декораций и монохромных одеяний персонажей особенно ярко светится алый камзол Моцарта. В начале спектакля это маленькое красное пятнышко: о появлении Моцарта в Вене "сообщает" его небольшая кукла-марионетка в красном костюмчике, которую выносят на сцену таинственные Диез и Бемоль. А в конце, после смерти, он будто вырастает в своем красном камзоле, вознесясь на темную скалу. Диез и Бемоль сначала притворяются клюющими зерно голубями или курами, а потом даже говорят человеческими голосами: если не прочитать заранее список персонажей, можно начать теряться в догадках, что же это за таинственные существа.

Отзывы:

"Свет, сценография – прекраснейшие: там столько оттенков".

"Местами банально, но в целом неплохо".

"Думали, уйдем пораньше – но потом решили остаться".


Источник: gazetametro.ru