Дудник рассказал Metro, с чего всё началось и как сюжет фильма перекликается с его собственной историей.
"Всё началось с этюда. Я учился в киношколе "Индустрия" и придумал комедию, которую мы сняли, но не с тем финалом, который я хотел. Я доверился больше педагогам и снял, как они советовали, испугался своей идеи. И в итоге меня начал преследовать незакрытый гештальт: надо либо доделывать, либо переснимать, либо расширить. И вот наступает диплом, и я дописываю эту работу. Так и получилось это кино, – рассказал режиссёр".
Одну из главных ролей – актёра, которому по сюжету предстоит сыграть честного полицейского, "заложника своего мундира", вынужденного разгонять митинг, применяя силу против безоружных людей, борящихся за свои свои права, – исполнил Константин Хабенский. Дудник рассказал, как ему удалось заполучить звезду в свою дипломную работу:
"Для героя нам необходим был актёр статусный и имеющий свою гражданскую позицию, в том числе по вопросу митингов. Я актёра искал-искал – и лучше Константина Юрьевича никого не нашёл".
Дудник рассказал, что поначалу переговорами занимались продюсеры, но это не сработало.
"Я думал, что с Хабенским легко будет договориться, потому что актёры из-за Фёдора Сергеевича (Бондарчука, руководителя кино-школы. – Прим. ред.) хотят сниматься у студентов "Индустрии". Мне казалось, что также будет с Константином Юрьевичем. Но вышло не так. Он игнорировал приглашения продюсеров, ссылаясь на занятость. Дошло до того, что я ему сам лично написал письмо, объяснил, почему именно он мне нужен. Письмо такое пронзительное, с извинениями, что мы его достаём, – поделился режиссёр. – Он сразу ответил: "Пришлите контакты и сценарий". А утром позвонил мне и согласился".
По словам Дудника, ещё до съёмок Хабенский объяснил, что его смущает в сценарии, и оказалось, что эти замечания совпадали с ощущениями самого Виталия.
"Потом он пришёл на площадку, добавил какую-то свою мизансцену – и с первого дубля сделал рабочий материал. Я ещё не работал с такими артистами. Это профессионал высшего уровня".
Так же, личным письмом, Дудник пригласил и другого известного актёра – Юрия Быкова, который сыграл небольшую роль некого кинодеятеля, который одной фразой помогает Максиму принять решение.
"Я задумывал его как ментора, который из ниоткуда появляется и, когда мой герой сомневается, добавляет последнюю капельку на темечко: "Да, ты всё правильно думаешь, действуй!""
По сюжету после того, как Максим по настоянию продюсера переписывает сценарий, в его жизни "запикивается" вся нецензурная лексика, звучащая рядом с ним, а сигареты, алкоголь, неприличные жесты и некоторые части тела становятся размытыми.
Дудник поделился с Metro своими соображениями на счёт нецензурной лексики в современном кино:
"Я думаю, что просто мат ради мата не нужен. Но если он нужен, то его запрещать не надо. Зачем? Дети не слышат мат, по-вашему? Я не говорю, что на каждом шагу надо материться и курить. Но и доводить всё до абсурда запретами не стоит. Ведь главное, что кино должно воспитывать вкус, влияя на взгляды, подсознание".
Победители фестиваля
- Лучший фильм – "Весёлый понедельник", реж. Софья Райзман.
- Лучший режиссёр – Георгий Болдугеров ("Рыбалка").
- Лучшая операторская работа – Антон Дорушенков ("Калачакра").
- Лучшая анимация – "Унесённый в звёздную глубину", реж. Сергей Анфиногентов.
- Спецприз жюри – "Слёзы капали в Фо-Бо", реж. Сергей Филатов.
- Диплом – "Красная Заря", реж. Евгений Добророднов.