Мода на цветные носки с нетривиальными надписями и рисунками к нам пришла сравнительно недавно. Сначала их покупали как сувениры, потом вдруг публика осмелела и стала носить их и в пир, и в мир. Metro поговорило с основателем бренда носков St. Friday Socks Сергеем Тонковым о том, как чулочные изделия превратились в модный аксессуар.
Носки от тоски
Бренд появился в 2015 году. Тогда Сергей находился в поиске работы.
– Я решил: если нет интересной работы, значит, надо ее придумать. Одним серым пятничным утром (а в Петербурге они часто такие) я одевался, хотелось чего-то яркого, чтобы скрасить день. И я понял, что вот она – идея для бизнеса. Для России того времени яркие носки были достаточно креативным продуктом, хотя за границей уже были мейнстримом, – рассказывает Сергей.
Он изучал рынок, процесс изготовления, а дальше подвернулось объявление о продаже готового бизнеса.
– Они занимались производством обычных носков, без рисунков. Но оборудование было новое, и его можно было модернизировать под производство дизайнерских носков и улучшить качество изделий. Мы вместе с партнером купили это производство в сентябре 2015-го, а уже в декабре появилась первая коллекция, – продолжает Сергей.
Сейчас предприниматели могут похвастаться выпуском порядка 150 собственных коллекций и несколькими тысячами коллекций, выпущенных на своем производстве для других брендов (одежды, банков, музыкальных групп, блогеров и так далее).
Не носки, а история
Несколько месяцев партнеры мучали оборудование, чтобы добиться качества продукции. Основную ставку сделали на авторский, абсолютно уникальный дизайн.
– Секрет же нашей популярности в том, что мы выпускаем не просто носки, мы продаем историю. За каждым дизайном есть манифест, высказывание, настроение, и, конечно, это подкупает. Ну и плюс мы выпускаем коллекции в сотрудничестве с музеями, художниками, музыкантами и много с кем еще, – делится Тонков. – Этот ход оказался верным, поскольку мы достаточно быстро и агрессивно ворвались и в медийную повестку, и на рынок дизайнерских носков как таковой. 99% аудитории тогда только открыли для себя эту нишу и поняли, что носки могут быть предметом дизайна, имиджа и полноценным элементом гардероба.
Открыли музейный рынок носков в России
Выявлять новые ниши для продажи носков на самом деле было не так просто.
– До нас никто в России не продавал носки в музеях. Было много отказов, нам говорили: мы пока не готовы, понаблюдаем за вами. Первой откликнулась Третьяковская галерея, и та коллекция до сих пор пользуется бешеным спросом. Продается по всей стране. Они показали рынку: смотрите, это классно. После этого подтянулись и остальные, в том числе и маленькие музеи – например, Музей советских игровых автоматов, Музей русского импрессионизма. То есть мы открыли музейный рынок носков. То же самое мы проделали с музыкантами и множеством других сфер. И вот это было самое сложное – убедить закупщиков, байеров, заставить их поверить в нашу идею.
У санкций есть позитивное влияние
Как и большинство предпринимателей сейчас, Сергей находится в выжидательной позиции. Напрямую санкции их не касаются, сырье закупается в Узбекистане и Турции. Заменить придется только итальянскую пряжу. Запасы материалов позволят сдерживать рост цен в ближайшие месяцы.
– Официально ни один европейский носочный бренд с нашего рынка пока не ушел; что там будет неофициально – сложно понять. Уйдет часть иностранных игроков, не только носочных, либо их продукция очень сильно вырастет в цене. Однако у нас уже начались переговоры с новыми крупными ретейлерами, которые раньше не связывались с нашими брендами. После введения санкций они развернулись в нашу сторону, – делится Тонков.
Русские бренды всё уже доказали
В том, что отечественные производители могут обеспечить россиян красивой и качественной одеждой, Сергей даже не сомневается.
– Русская мода уже доказала, что может работать в том числе и в масс-маркете, а также конкурировать с мировыми игроками. Есть множество компаний, которым это удается, – от 12storeez до Melon Fashion Group. Если мы забудем о западных тканях, то их заменят турецкие и китайские, – говорит предприниматель.
Что касается конкуренции, то тут, возможно, нашим производителям одежды придется соперничать не только друг с другом.
– На место европейцев придут сильные и богатые турецкие и китайские бренды. А их там очень много, особенно в Азии. И, конечно же, придется конкурировать с ними, в том числе по цене, а это будет далеко не всегда в нашу пользу. Это будет новый виток конкуренции. Но сейчас, пока они не пришли, у русских брендов есть возможность "занять поляну".