– Саамы – они и в Норвегии саамы, – говорит жительница Мурманской области Мария Коновалова, сама причисляющая себя к этой малочисленной народности.
– Мы – представители коренного народа Северной Европы. Где живем и на каком языке разговариваем, неважно. Тем более что уважающие себя саамы, как правило, знают свой язык. Мария Коновалова живет в приграничном с Норвегией поселке.
– Когда-то наш Печенегский район считался саамским, – рассказывает она. – Но потом здесь построили шахты, стали добывать руду. Разрушили сейды, которые были здесь повсюду.
Сейды – это священные каменные сооружения, которым поклоняются представители финно-угорского народа. Встречаются в лесах и на берегах многочисленных озер в Мурманской области и Норвегии. Выглядят как пирамиды (сложенные друг на друга камни) или как скалы на каменных ножках. В Мурманской области чаще всего встречаются на берегу Сейд-озера.
– Это на другой стороне Кольского полуострова, очень далеко, – рассказывает Мария. – А нам, чтобы попросить силы у сейдов, приходится ехать в Норвегию.
Одно из самых почитаемых мест – Каменная гора – находится близ города Киркенес, всего в десяти километрах от российско-норвежской границы. С нее открывается вид на город и Баренцево море.
Семья, работа, новый дом
На главном сейде российско-норвежских саамов идолопоклонники собираются два раза в год: в день равноденствия – 22 марта и 22 июня – в самый длинный день в году.
В июне в Киркенесе полярный день, поэтому люди здесь бывают и днем, и ночью. Каждый выбирает себе маленький сейд или строит его из многочисленных камней, разбросанных по плоской вершине Каменной горы. Оставляют монеты, куколок, игрушки, орудия труда.
– Об исполнении желаний просят на русском, норвежском и саамском языках, сейды все понимают, – рассказывает Мария Коновалова. – Если оставляют куклы или игрушки, просят о детях. Те, кто приносят кирпичи, молотки или гвозди, мечтают о новом доме. Некоторые оставляют кисточки, компьютерные мышки, тетради – просят о лучшей работе или успехах в учебе. Забирать чужие вещи нельзя – может случиться несчастье.
Но проходит день-два, и все предметы куда-то исчезают. Или их сдувает ветром, или сейды забирают их себе. Третий вариант – их уносят сборщики мусора. Ведь в Норвегии идеальная чистота, а Каменная гора считается частью города. Если это так, то уборщикам никогда не стать счастливыми.
Сейды не любят, когда их беспокоят
Унести с собой камень с горы в Киркенесе считается плохой приметой. У саамов есть поверье: нельзя беспокоить сейды.
– Считается, что в каждом камне живет душа умершего человека, – рассказывает житель города Никеля Владимир Зубаиров. Он работает в Киркенесе и приходит на священное место почти каждую неделю. – А душа не любит, когда ее тревожат. Я сам знаю случаи, когда с людьми, уносившими отсюда "сувениры", случались несчастья.
На пологой вершине горы – сотни огромных валунов с проросшим мхом и тысячи камней поменьше.
– Очень много плоских камней, – говорит Владимир. – Как будто они созданы для каменных пирамид. Я обращался к специалистам, спрашивал, почему именно такая плоская форма. Ведь все наши сейды, большие и маленькие, откололись от горы. Ученые считают, что когда-то эти камни находились на дне моря. Но каким образом они попали на высоту 500 метров? Эту тайну пока еще никто не разгадал.
Норвежский город, где сжигали ведьм
Житель поселка Никель Владимир Зубаиров, приезжая в Норвегию, перед тем как поклониться сейдам, обязательно едет в приграничный город Варде.
– Город находится на маленьком острове, отделен от материка проливом, туман в Варде практически не рассеивается, – рассказывает Владимир. – Это одно из самых таинственных мест. И люди едут сюда, чтобы посетить Мемориал сожженным ведьмам. Чтобы помолчать и вспомнить о своих грехах.
Варде известен как один из крупнейших центров «охоты на ведьм» в Европе. В Норвегии в XVII веке центральная власть слабо контролировала провинции, где самовластно распоряжались чиновники. Коренное население, саамы, были язычниками и практиковали колдовство.
Кроме того, в рыбацких деревнях мужчины уходили в море. Чиновники сомневались в воздержанности их жен и подозревали, что, за недостатком мужчин, те вступали в связь с нечистой силой. За одно столетие – с 1593 по 1692 год – в Варде около 100 человек приговорили к смерти и сожгли.
Уже в XXI веке в Варде построили Мемориал сожженным ведьмам. Монумент состоит из длинной деревянной галереи с окнами, число которых соответствует числу казненных на этом месте, и отдельного павильона из черного стекла. Внутри – стул с вырывающимися из него языками пламени и семь овальных зеркал над ним.