Например, когда мы принимаем душ, наш разум расслаблен и мысли "блуждают" как им захочется, в то время как тело испытывает приятные ощущения и находится в зоне комфорта. 

– Как философа, меня давно интересовал неподтверждённый феномен того, что умеренно увлекательные занятия, такие как принятие душа, прогулка или даже вождение автомобиля, приводят к творческим идеям. Известно, что Вирджиния Вульф придумала сюжет романа "На маяк", прогуливаясь по Тависток-сквер в Лондоне", – рассказал Metro доцент университета Зак Ирвинг.  

Впрочем, исследования так называемого эффекта душа проводились и ранее, но результаты были неоднозначными, поэтому американские учёные решили провести собственный эксперимент.    

Испытуемым предложили придумать альтернативные варианты использования скрепки и кирпича. Затем участников эксперимента распределили на две группы, каждой из которых показали разные трёхминутные видеоролики. Первая группа смотрела скучное" видео, а вторая – "увлекательное". 

После этого участников попросили быстро вернуться к процессу перечисления альтернативных вариантов использования скрепки и кирпича, возникших во время просмотра видео. Сначала участники пытались найти способы решения, используя свои навыки и знания, но, когда мозг расслаблялся, включалось "блуждающее" мышление, которое будто само подталкивало к генерации идей. Изучив результаты, учёные пришли к выводу, что "блуждание" мыслей действительно помогает возникновению творческих идей, особенно тогда, когда участники смотрели "увлекательное" видео.  


Как работает "эффект душа"

"Блуждание" мыслей приводит к рождению творческих идей, но только во время "умеренно увлекательной деятельности". Скучные же занятия приводят либо к чрезмерному количеству идей, в которых легко запутаться, либо к появлению оторванных от реальности мыслей. Таким образом, "умеренно увлекательная деятельность" способствует продуктивному "блужданию" ума.  Важным фактором является переключение внимания. 

Если вы пытаетесь решить проблему и зациклились на нескольких стандартных решениях – сделайте перерыв и смените обстановку. Необязательно сразу бежать в душ – прогуляйтесь, помечтайте. Таким образом мозг переключится и перестанет "выдавать" линейные решения.  

Напротив, очень скрупулёзные и трудные задачи, например, такие, как заполнение налоговых деклараций, не оставляют места для "блуждания" ума.


Три вопроса эксперту

Что такое "эффект душа"?

– Умеренно увлекательная деятельность способствует "блужданию" ума. Объяснение этого феномена состоит в том, что для генерации идей требуется найти "золотую середину" между сфокусированным, линейным мышлением, которое нас часто ограничивает, и нелинейным, благодаря которому возникают случайные ассоциации. Напряжённые занятия, такие как подготовка к экзамену, отнимают всё ваше внимание и не дают мозгу расслабиться. Напротив, "медитативные" занятия, такие как неподвижное сидение на диване, позволяют вашему разуму свободно "блуждать".  

Как можно использовать "эффект душа", чтобы придумывать  креативные идеи? 

– Мой главный совет – пробуйте разные виды деятельности и наблюдайте, как они влияют на ваш поток мыслей. Важно понять, что подходит именно  для вашего творческого процесса, а не предполагать, что все мысли работают одинаково. Например, когда я работаю в кофейнях – я встаю, прохаживаюсь или пересаживаюсь за другой столик. 

Расскажите подробнее о вашем исследовании 

– Мы попросили участников эксперимента придумать как можно больше вариантов альтернативного использования предметов. Например, кирпич. Он применяется для строительства домов, но также может быть дверным ограничителем, оружием, молотком и т. д.  Участникам давалось полторы минуты на выполнение этого задания, после чего мы делили их на две группы, каждой из которых показывали  разные трёхминутные видеоролики. Первая группа смотрела "скучное" видео, где люди развешивают бельё, а вторая – "увлекательный" отрывок из фильма 1989 года "Когда Гарри встретил Салли". После просмотра видео у участников была возможность записать любые другие идеи альтернативного использования кирпича, которые у них возникли в процессе просмотра. Изучив результаты, мы пришли к выводу, что "блуждание" мыслей действительно помогает возникновению творческих идей. Причём больше вариантов предложили те, кто смотрел "увлекательное" видео. Но мы хотели выяснить не то, после какого видео участники будут более креативными. Вопрос был в том, как свободный полёт мыслей связан с креативностью во время выполнения скучных или более интересных дел.