Если завтра законопроект пройдёт и окончательное чтение, то побои в отношении близких родственников будут переведены из разряда уголовных преступлений в административные правонарушения в случае, если этот проступок совершается впервые.
При этом в документе речь идёт о действиях, причинивших физическую боль, но не нанёсших вреда здоровью. В случаях причинения вреда здоровью виновник понесёт уже уголовную ответственность.
После того как законопроект будет принят, человека, давшего оплеуху или подзатыльник своему родственнику, накажут штрафом от
5 тыс. до 30 тыс. руб. либо арестом на срок от 10 до 15 суток. Или обязательными работами от 60 до 120 часов.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что при выработке позиции по законопроекту депутаты руководствовались данными соцопросов.
– Прежде чем его рассматривать, мы изучили социологические исследования в части, касающейся семейного насилия и вопросов наказания за семейное насилие, –сказал он журналистам. – Когда мы говорим о семье, нужно сделать всё, чтобы укрепить семью. Нам важно, чтобы не было вмешательства в семью.
При этом, добавил Володин, депутаты исходят из того, «что вообще нужно исключать семейное насилие, нужно делать всё для того, чтобы семьи были крепкими».
Инициатор законопроекта Ольга Баталина подчеркнула, что россияне, по данным ВЦИОМ, в большинстве своём осуждают семейное насилие, но поддерживают инициативу смягчить наказание за первый случай нанесения побоев:
– Более того, значительная доля опрошенных полагает, что эта мера приведёт к снижению числа семейных побоев.
Ирина Петракова – жертва домашнего насилия
«В семьях будет ещё больший бардак. Жертвами в основном являются женщины, которые и так достаточно долго терпят, прежде чем написать заявление. А сейчас, если она заявление и напишет, думаете, он остановится после административки? На тот свет отправит, да и всё. Тем более штраф же будет оплачиваться из семейного бюджета. Дети и жена лишатся определённых денег. А потом начнётся расправа.
Если дома появляется насилие, нужно писать заявление в полицию и обращаться в мировой суд. И уходить. Дело предавать огласке».
Игорь Назаренко – сотрудник ЧОП
«Наверное, за шлепки и минимальный вред здоровью более уместно административное наказание. Но и то только на первый раз. Если систематически, то нужно привлекать к уголовному наказанию – это всё равно домашнее насилие. Но подозреваю, что будут проблемы с этой системой. Так как и раньше-то не удавалось контролировать грань между лёгкими, средними и тяжёлыми побоями. Да и полиция неохотно принимает заявления о побоях и неохотно выезжает, старается не принимать, так как заявление принимается, а через два-три дня женщина приходит и заявление забирает».
Алексей Журавлёв – депутат Госдумы
«Закон принимается для того, чтобы эмоциональное воздействие в семье не имело бы за собой последствий уголовного права. Потому что мы знаем, что в каждой семье бывают такие моменты, когда супруги друг с другом не находят общий язык. Это так называемый закон о шлепках. Тут надо чётко разделять: если это реальные побои, приведшие к даже временной нетрудоспособности или приведшие к лёгким телесным повреждениям, – это другая статья Уголовного кодекса, которая предусматривает уголовное наказание со штрафами, лишением свободы или общественными работами».
Наталья Туникова – жертва домашнего насилия
«Это развяжет руки домашним насильникам. Даст им возможность воспринимать насилие как само собой разумеющееся явление. Они и так не понимают порой, что они совершают противоправные действия. А сейчас они это воспримут однозначно – «можно бить». Сейчас они будут брать общие с жертвой деньги и платить их государству. И дальше будут спокойно продолжать. Я удивлена, насколько далеки наши депутаты от этой темы. Новости на тему домашнего насилия появляются постоянно. Ни в одной стране побои не считаются нормой, а мы в это средневековье возвращаемся».