– Сегодня мало кто помнит, что знаменитый Альфред Нобель вместе со своими братьями был учредителем  крупнейшей российской нефтяной компании "Товарищество нефтяного производства братьев Нобель", сокращённо "БраНобель", – рассказывает Тамара Казакова, заместитель генерального директора Музея современной истории России по экспозиционно-выставочной работе.

На выставке представлены макеты первых буровых вышек – они во второй половине XIX столетия были деревянными, личные вещи нефтяников, архивные фото. В первом зале выставки основное внимание уделено вкладу семьи Нобель в развитие российской нефтяной промышленности. 

– Людвиг Нобель первым оценил потенциал мазута и бензина, которые раньше считались побочным продуктом при производстве керосина и попросту сливались в море, – отметила Тамара Казакова. 

Интерес к нефтяному богатству Азербайджана впервые проявил старший из братьев Роберт Нобель, который побывал в Баку в 1874 году. Часть семейного капитала Роберт, а также его братья Людвиг и знаменитый изобретатель динамита Альфред вложили в российскую нефтяную промышленность. 

Компания Нобелей одна из первых начала работать по принципу полного цикла: нефть не только добывали, но и перерабатывали, изготавливали из неё нефтепродукты и сами же продавали. 

– В то время, а это был 1879 год, в основном в продаже был керосин, а уже позднее – бензин и смазочные масла – продукты нефтепереработки, – рассказывает Сергей Сергеев, руководитель музея компании "Лукойл", партнёра выставки. 

Нобели вкладывали в добычу, хранение и транспортировку нефти колоссальные средства, а также осуществили техническую революцию в отрасли. 

– Первый в мире танкер, когда нефть наливалась в специальные резервуары непосредственно в корпусе судна, был построен "Товариществом братьев Нобель", – продолжает рассказ Сергей Сергеев. – Первый в нашей стране нефтепровод тоже построили по их заказу. Первые резервуары, как в фильме "Белое солнце пустыни", где прятался гарем Абдуллы, – это резервуары конструкции российского инженера Владимира Шухова. 

Заказы на такие резервуары в первую очередь поступали именно от фирмы "Товарищество братьев Нобель". На этом новаторские разработки Владимира Шухова не закончились: под его руководством был построен первый трубопровод для перекачки нефти, он предложил оригинальную конструкцию форсунки для сжигания мазута, спроектировал различные насосы для подъёма нефти из скважин.

Нефтяной станок-качалка начала ХХ века.

Нефтяной станок-качалка начала ХХ века.

Елена Купцова

Фото:

– Шухов открыл процесс крекинга, который позволял разделять нефть на фракции, – дополняет рассказ Тамара Казакова. – При её перегонке можно было получать уже не только керосин, но и моторные масла, солярку, мазут, бензин. 

На рубеже веков, когда нефть начала стремительно падать в цене, "Товарищество братьев Нобель" приняло решение не снижать её производство и не консервировать скважины. Оно продолжало наращивать добычу и даже покупало нефть у других производителей.

– Люди, далёкие от бизнеса, не понимали таких решений, – говорит Сергеев. – Но позже эта стратегия принесла огромные прибыли.

Что касается самой добычи нефти, то примитивный способ, когда рыли колодцы и ждали их наполнения, во второй половине XIX века сменили деревянные буровые вышки. Начали применяться различные способы бурения: вращательный и ударный, благодаря чему резко увеличилась глубина скважин и количество добытой нефти.

 

музей современной истории России

Фото:

Как в России стали добывать нефть. Хронология

1721 год

Пётр I дал приказ российской Берг-коллегии снарядить экспедицию на Ухту, где мезенский "рудознатец" Григорий Черепанов нашёл нефть. Так было положено начало добыче нефти в России.

1866 год

 В России полковником Александром Новосильцевым пробурена первая скважина, давшая промышленный приток нефти.  

1879 год

 Образовано "Товарищество нефтяного производства братьев Нобель" – крупнейшая нефтяная компания Российской империи.   

1918 год 

Декретом Совета народных комиссаров нефтяная  промышленность России была национализирована. 

 

музей современной истории России

Фото: