По данным учёных, аллергией на кошек страдают как минимум 30% взрослого населения всего мира. До сегодняшнего дня все исследования в этой области были сосредоточены вокруг одного "мажорного" аллергена, который выделяют все коты и кошки, независимо от породы, длины шерсти и места обитания. В новом исследовании учёные сконцентрировались на других, "второстепенных" аллергенах.

На кошек восемь аллергенов

– Наш проект начался в 2018 году – это был совместный проект Сеченовского университета и Университета Вены под руководством академика Караулова и профессора Валенты, – рассказывает Metro Ксения Рябова, аллерголог-иммунолог, научный сотрудник лаборатории иммунопатологии Института молекулярной медицины Сеченовского университета. – Мы не стали концентрировать внимание на уже известном главном аллергене, а пытались понять, почему вакцина, основанная на одном компоненте, не работает. И стали изучать подробнее. Проведённые нами исследования показали, что в популяции имеет значение не только "мажорный" аллерген, но важны и другие. Мы выделили восемь основных аллергенов.

С терапией аллергии на животных много сложностей. Одна и та же кошка в зависимости от многих факторов, начиная от питания и заканчивая работой репродуктивной системы и болезнями, в течение всей жизни будет давать разную комбинацию этих восьми аллергенов.

– Мы поняли, что пациент по-разному реагирует на ту или иную комбинацию аллергенов, – продолжает Ксения. – И задумались, как стандартизировать данные, чтобы создать препарат, который поможет пациентам с разной чувствительностью. На помощь пришла генная инженерия. 

Без нежелательных "кусочков"

– Любой аллерген – это белок, – объясняет Ксения. – Белки состоят из последовательности аминокислот. Количество их ограничено. Они один за другим, как бусинки на бусах, формируют определённую картинку. Мы закодировали эту последовательность, очистили – и получили белочек аллергена в чистом виде. В процессе кодирования у нас была возможность "кусочки", которые не несут ничего полезного, отрезать. Таким образом мы решили проблему не только эффективности, но и безопасности вакцины: избавились от "кусочков", которые могут вызывать остроту реакции.

Дальше учёные, получив все белки из нескольких аллергенов, провели на пациентах диагностические тесты, наблюдая, на какой из компонентов и как часто пациент реагирует. Те компоненты, на которые реакция встречалась чаще всего, вошли в вакцину.

– В вакцине химическая субстанция в виде белка. Она продвинутая, потому что у нас подобраны "кусочки" аллергена, которые будут стимулировать выработку иммуноглобулина G, – продолжает Ксения. – Суть в том, чтобы вместо иммуноглобулинов E, которые вырабатываются при аллергии на контакт с этим белком, вырабатывались иммуноглобулины толерантности (тот самый иммуноглобулин G). И генно-инженерный метод нам позволил сделать так, чтобы организм знал, как на аллерген реагировать, и реакция была физиологически нормальной, а не патологической, как при аллергии. 
Pexels.

Pexels.

 

 

Аллергия на всех кошек, даже на сфинксов

Есть распространённое мнение, что на лысых животных аллергии нет, потому что аллергия только на шерсть. Но оказывается это не так. Аллергия есть на всех кошек, в том числе и на сфинксов.

– Восемь компонентов, составляющих аллергены, это разные химические соединения. Они содержатся в слюне, эпидермисе, шерсти, моче, фекалиях и гормонах животного, - объясняет Ксения Рябова. – Гиппоаллергенная кошка – это кошка без желез, слюней и шерсти, которая не ходит в туалет, то есть, механическая кошка. У лысых животных тоже есть небольшое количество шерсти, просто она коротенькая. За счёт того, что они активно выделяют кожный жир, который увлажняет их ничем неприкрытую кожу, у этих кошек специфический запах – как раз потовых и жировых железок. А это значит, что сфинксы выделяют гораздо больше эпидермиса и секрета, что делает их более аллергенными животными.

На данный момент разработчики достигли первой цели – успешного окончания доклинических испытаний. 

– Это была сложная работа, но это того стоило, – делится Александр Караулов, академик РАН, руководитель проекта. – Следующий этап – токсикологические и клинические испытания на добровольцах, где нам предстоит выяснить максимально эффективную и оптимальную дозировку, кратность и длительность курса. Мы планируем приступить к ним в ближайшие годы, и если всё пройдёт успешно, вакцина будет зарегистрирована.