Как только крупные компании объявляют об уходе с рынка, им тут же пытаются найти замену. Так было и с IKEA. Выяснилось даже, что часть товаров (в том числе и фрикадельки) шведы закупали у наших поставщиков. А от желающих стать "импортозаместителями" и вовсе отбоя нет.

Реально ли заменить IKEA, Metro рассказал управляющий партнёр фабрики мягкой мебели D1 furniture и основатель бренда корпусной мебели "Корпус Клик" Андрей Юрченко. Он более 7 лет работал в IKEA, лично посещал производства в России и в мире с контролем качества выпускаемой продукции (на соответствие стандартам шведов). Сейчас в рамках своей деятельности Юрченко регулярно встречается с бывшими "икеевскими" производителями-поставщиками.

Чтобы попасть сейчас на сайт IKEA, нужно "отстоять очередь".

Чтобы попасть сейчас на сайт IKEA, нужно "отстоять очередь".

www.ikea.com/ru

Фото:

Как было организовано мебельное производство в IKEA?

В каждом регионе есть свои культурные особенности использования мебели. Например, в Японии покупают низкие столы и жёсткие матрасы. А у нас, если покупают диван, то обязательно раскладной для сна. Поэтому и весь ассортимент делился на глобальный и локальный. В зависимости от ассортимента, IKEA в каждой стране искала поставщиков и запускала производства соответствующих товаров.

Кто делал мебель для России?

Своих собственных производств в России у IKEA было всего четыре. И занимались они, в основном, корпусной мебелью и производством ДСП. Всю остальную мебель поставляли партнёры из России или из-за рубежа.

Закупочный офис и менеджеры по развитию IKEA начали работать в России задолго до открытия первого магазина. Они занимались тем, что искали локальных поставщиков, которые могли бы производить товары для IKEA в соответствии с их требованиями. Дизайн, как правило, предлагала IKEA, а вот чертежи, конструктив, техническую документацию и упаковку разрабатывали либо в IKEA, либо сами партнеры.

Например, мягкая мебель вся производилась в России – дизайнеры IKEA разрабатывали внешний вид, а проектирование и реализация осуществлялись на местных производствах.

Какую именно мебель производили у нас?

В России производились вся мягкая мебель, матрасы, часть текстиля, корпусная мебель, шкафы и кухни из ДСП и из массива, стеклянные элементы, офисные стулья. Часть мебели производилась на собственных заводах IKEA. Сейчас они ищут новых владельцев. Часть – поставлялась локальными производителями.

Сейчас на многих сайтах появился раздел "Товары как у IKEA".

Сейчас на многих сайтах появился раздел "Товары как у IKEA".

Скриншоты с сайтов

Фото:

Что сейчас говорят производители-поставщики, которые работали через IKEA? Какие у них настроения?

IKEA давала своим поставщикам стабильные регулярные заказы с очень точным еженедельным прогнозом на год вперед. В этом смысле полностью заменить её на данный момент невозможно. Никто из заказчиков в России не даст производителям такие чёткие прогнозы и такие объёмы закупки.

Для некоторых фабрик IKEA являлась лишь одним из заказчиков и закупала только небольшую долю продукции. Они смогли переориентироваться и чувствуют себя в целом неплохо. Но было много производителей, для которых IKEA была практически единственным каналом реализации. И для них сейчас настали очень непростые времена.

На данный момент IKEA проводит распродажу, забирает все складские остатки, но новых заказов уже не размещает. Поэтому кто-то самостоятельно выходит на маркетплейсы под новыми брендами, кто-то ищет оптовиков. Часть производителей, к сожалению, сокращаются и, возможно, будут вынуждены закрыться.

Что придёт на смену товаров IKEA? Это будет идентичная продукция или будут отличия?

В России сейчас много производителей мебели. Остались мощности и производства, которые делали товары для IKEA. Но пока большой вопрос, как этот продукт будет реализовываться и где его сможет найти покупатель.

Но уже сейчас есть аналоги: диваны от D1 furniture, кухни и корпусная мебель от "Корпус Клик", матрасы от "Аскона", кровати Bluesleep и т.д. Эта мебель, которая имеет все сертификаты качества, делается по европейским стандартам и в соответствии с ГОСТ. Большой выбор мебели предлагают маркетплейсы.

Сейчас на многих сайтах появился раздел "Товары как у IKEA".

Сейчас на многих сайтах появился раздел "Товары как у IKEA".

dee-one.ru

Фото:

Будут ли производители как-то объединяться?

Маловероятно, что они будут объединяться. Продажи – это совсем другая история. Кто-то из текущих лидеров (крупный мебельный магазин) может попробовать объединить производителей под своей крышей. Например, часть ассортимента уже представлена на Яндекс.Маркет, где создан раздел для поставщиков IKEA.

Как тогда они будут выходить на рынок?

Для многих производителей сейчас основной способ выжить – это организовывать собственную сеть сбыта и искать каналы реализации. Быстро заменить ИКЕА как заказчика не получится. Поэтому будет нужна диверсификация – оптовики, маркетплейсы, развитие своего сайта и магазина. И всем придётся развивать и прокачивать маркетинг.

Те компании, которые раньше были сосредоточены только на производстве, сейчас должны научиться продавать свой продукт, вкладываться в рекламу, организовать доставку и постпродажный сервис и т.д. Т.е. делать всё то, что раньше за них делала IKEA. Производители постепенно начинают выходить на интернет-площадки, и мы видим, как там растёт конкуренция.

У IKEA были товары – "ценовые лидеры" с отрицательной маржой. Они служили "приманкой".

У IKEA были товары – "ценовые лидеры" с отрицательной маржой. Они служили "приманкой".

www.ikea.com/ru

Фото:

IKEA славилась своими стандартами качества. Смогут ли производители их поддерживать?

Стандарты IKEA можно разделить на 2 направления: качество материалов и стандарты самих процессов производства и управления качеством.

Качество материалов в мягкой мебели жёстко регламентируется стандартами, нормативами и ГОСТами России. А грамотно выстроенные процессы позволяют не только существенно снизить брак, но и оптимизировать производство. В этом смысле IKEA многому научила своих поставщиков, подтянула до мировых стандартов. Если предприятие заинтересовано в развитии и своей конкурентоспособности, то упрощать процессы контроля качества было бы недальновидно.

Где искать такую мебель?

Как я уже говорил, сейчас мебель появляется на маркетплейсах – это OZON, Wildberries, Яндекс Маркет, СберМегаМаркет, дизайнерские сайты, такие как InMyRoom. Со временем могут открыться собственные интернет-магазины или шоурумы производителей.

Стоимость товаров вырастет?

Если говорить про цену, у IKEA были товары – "ценовые лидеры" с отрицательной маржой. Они служили "приманкой": приходишь за сковородой за 99 руб., а уходишь с полной тележкой и чеком 20 тысяч. Таких товаров теперь не будет, или они будут продаваться по рыночной цене.

Про остальные товары сейчас сложно сказать. Это будет зависеть от того, как производители смогут перестроиться, смогут ли сохранить прежние объёмы производства, как будет организован сбыт, какие новые издержки у них появятся.

Точно подорожают кухни, мебель из массива. А вот мягкая мебель, матрасы, корпусная мебель – останутся примерно по той же цене.

Ярко-жёлтое кресло – это "Страндмон" от IKEA (14 999 руб.). Его может заменить светло-зелёное кресло "Бенон" от D1 (19 990 руб.).

Ярко-жёлтое кресло – это "Страндмон" от IKEA (14 999 руб.). Его может заменить светло-зелёное кресло "Бенон" от D1 (19 990 руб.).

Скриншоты с сайтов

Фото:

Какую популярную "икеевскую" мебель мы больше не увидим у нас? Каких производителей нет в России?

Не будет "икеевского" освещения, части текстиля, кухонных товаров (посуда, аксессуары, столовые приборы), различного декора и прочей мелочи – это всё привозилось из Китая. Но большую часть этого можно будет заменить.

Остальная мебель в целом будет. Что-то подорожает. Где-то производитель может изменить дизайн, так как всё меняется, в том числе тренды и спрос на мебель.

ЦИТАТА: "У IKEA были товары – "ценовые лидеры" с отрицательной маржой. Они служили "приманкой": приходишь за сковородой за 99 руб., а уходишь с полной тележкой и чеком 20 тысяч".