На Первом канале начался показ сериала "Никто не узнает". Одну из главных ролей – Митю – в нём сыграл известный режиссёр Юрий Быков.
В центре сюжета восемь друзей, им уже под 40, но во многом они всё ещё дети. (Кстати, рабочее название сериала было "Дети".) В свободное от своих успешных карьер время гоняют в футбол, ходят вместе в кино, в клубы. Но однажды один из героев Игорь (Кирилл Сафонов), узнав, что жить ему осталось недолго, а сам он детей иметь не может, решает во что бы то ни стало "подарить" жене Даше (Евгения Брик) ребёнка. Для этого он прибегает к ЭКО, а донора предлагает выбрать жене из числа друзей семьи. И она выбирает Митю.
- Как ты попал в этот сериал?
- Честно говоря, это было давно. Помню, искали персонажа моего возраста под Исакову (исполнительница одной из главных ролей – актриса Виктория Исакова. – Прим. ред.). Я даже не сильно задавался вопросом, о чём там речь. Меня спросили: хочешь сыграть? Я почитал сценарий, посмотрел, кто играет – Сексте, Брик, Робак, Ягодин... О! Какая классная команда! Я вообще снимался мало у кого, тем более в такой команде: Званцова – режиссёр, Тодоровский – продюсер, всё серьёзно. Мне только сказали, что это мелодрама.
- Я тебе напомню: твой герой говорит про себя: "Тебе 40 лет, а ты всё ещё хороший мальчик из хорошей семьи, ты 20 лет назад вышел из ВГИКа с ощущением, что ты не оператор, как Княжинский не снимешь, не режиссёр рекламы..."
- О, так я играю оператора? (Смеётся.)
- Нет, ты играешь ресторатора, человека из тусовки успешных людей, которые отличаются от тех, о ком ты сам обычно снимаешь.
- Я помню, что мне какой-то костюм примеряли хипстерский, блатной. Художница по костюмам всё время какие-то белые кроссовки подсовывала, полуспортивные штаны, майки. У меня не очень со вкусом – джинсы, свитшот. Вообще, тот, кого я играю, это человек, которым я не стану никогда. Наверное, единственное, что нас объединяет, – это то, что у него нет детей, как и у меня. Если я правильно помню коллизию, его в какой-то момент пробивает, что формально он отец, а на самом деле не отец. И своих детей нет. По-моему, здесь была точка пересечения, и я понял, про что играть. Тогда мне ещё не было 40, но я всё равно понимал, что опоздал на целое поколение и мне молодым отцом не быть никогда. Есть какая-то определённая кручина. Про то, что времени столько упущено, это меня и привлекло чисто по-человечески. По-актёрски – это совершенно другой разговор, потому что, если ты постоянно играешь в кино, в театре – ты в тонусе. Девчонки – Женя (Евгения Брик. – Прим. ред.) или Вика Исакова, – они играли потрясающе: раз – и в слёзы. Во время этих съёмок я понял, что люди всерьёз актёрством занимаются, а ты хреново вписываешься, потому что чувствуешь себя не в своей тарелке, не можешь сыграть на том уровне качества.
- Ты говоришь, что время упущено? Это в сорок-то лет, тем более для мужика?
- Понимаешь, тут какая штука, у нас же переходный менталитет: сначала перестройка, потом развал Союза, потом 90-е, потом нулевые, тучные десятые, потом другое совершенно время. Постоянная смена парадигм. У нас нет устоявшегося чайлдфри. Мне кажется, даже если об этом говорят люди в моём возрасте и старше, в основном они притворяются. Или это очень просвещённые люди. Социальной антропологической платформы для этого в обществе нет. Может, в столице или в Питере, в каких-то ну очень условно прогрессивных узких кругах, наверное, это есть, когда человек осознанно хочет жить без детей. В основной же массе я не могу сказать про поколение моих ровесников, не имеющих детей, что это их сознательный выбор. Скорее, где-то страшно было, либо времени не хватило, либо не повзрослели вовремя. Почему "Дети" называется – потому что очень позднее взросление, позднее осознание того, что на самом деле имеет значение для тебя лично как для человека. И это же не значит, что обязательно нужны дети. И это обратная сторона медали, в плохом смысле – медали. С одной стороны, ты начинаешь хотеть, но опять же от страха, не потому, что дети нужны. "Вот мне нужно, потому что часики тикают" – со стороны девушки, например. Так же и со стороны мужиков – это ж тоже плохо, когда они пытаются родить от того, что часики тикают, а не потому, что есть искреннее желание.
- В сериале это желание у героя возникает, когда он узнаёт, что ему жить осталось три года, а ему некому передать всё "нажитое непосильным трудом".
- Это и вопрос: мотивация ли это для того, чтобы появляться человеку на свет? У меня судьба вкратце такая: мама, может, ещё и хотела, но, по крайней мере, она, как могла, как умела, меня вырастила. Ей 18 лет было, чего она там понимала? А батя так вообще ничего не понимал. Поэтому он через 4 года и свалил. Он вообще не понял, отец он не отец. Это одна крайность. А вторая крайность – это когда ты вот уже и бизнесом занимаешься, и тут – бац! – мне пора детей. Пора сходить в магазин, пора купить осеннее пальто, пора похудеть на несколько килограммов. А пора родить ребёнка? Это, по-моему, несколько западло по отношению к человеку, которого ты не хочешь родить по любви, а только потому, что тебе чего-то там кажется, что нужно, пора. Вот это "пора" – оно не про детей, не про ребёнка самого, оно про свою внутреннюю реализацию.
- Твой герой Митя соглашается на то, чтобы стать донором для семьи друзей.
- Я бы, честно говоря, в жизни так не поступил. Да и он не сразу согласился, из жалости, из дружбы. Это тоже нечестно. Речь идёт о живом человеке. Он рождается, и у него возникает вопрос, кто его папа и кто его мама. Я думаю, тут вопрос не в молодости и старости, а в умении любить по-настоящему. Это всё естественным образом должно происходить. Такой здесь есть нездоровый эгоизм, когда ты с этим затягиваешь. Если глобально, то это боязнь повзрослеть, а когда ты понимаешь, что время ушло, то это про страхи, а не про детей. Всё, наверное, из детства. Я слишком поздно стал задавать себе вопрос, насколько это про меня. В этом и есть западня. Но это как с любовью: лучше уж никак вместо как-нибудь.
Факты про Юрия Быкова
- Детство. Юрий родился в простой семье в Рязанской области. Отец был шофёром, мать работала на заводе. После школы Юрий был оператором дискотеки и машинистом сцены в Доме культуры, ходил в театральный кружок.
- Дебют. В 2009 году на накопленные 150 тысяч рублей снял короткометражку "Начальник", где выступил как сценарист, режиссёр, композитор, продюсер и актёр. Фильм был награждён главным призом на конкурсе "Кинотавр. Короткий метр".
- Первые успехи. В 2010 году снял первый полнометражный фильм – социальную драму "Жить", которая была отмечена призами на международном фестивале "Сталкер" и фестивалях в Смоленске и Благовещенске. В 2016 году учредил кинокомпанию "Кода".
- Награды. Практически все работы Юрия неоднократно отмечались призами и премиями на российских и международных кинофестивалях.
- Уход в тень. В 2017 году выступил с публичным осуждением своей работы над сериалом "Спящие" и заявил, что собирается уйти из кино. Но кино его не отпустило. Тогда он уточнил, что "уходит в тень".