На набережной Ялты, недалеко от исторического отеля "Ореанда", появилась скульптурная композиция. Бронзовые парень и пёс смотрят в сторону моря. Кнехта, тумба для швартовки судов, на которой сидит юноша, имеет гравировку "Теперь вместе навсегда".
Композиция здесь всего чуть больше месяца, но она уже стала местом паломничества. У бронзового пса натёрт до золотого блеска нос, у его лап лежат цветы и стихи в честь его верности погибшему хозяину.
– Это памятник псу Мухтару, он местная знаменитость, – рассказывает Metro случайная прохожая Елена. – У него хозяин-спасатель утонул, и пёс его ждал на берегу каждый день. Потом он прибился к музыканту Виктору Малиновскому, который здесь на набережной на трубе частенько играет. Мухтар с ним выступал, подпевал, пока не умер.
Мухтара не стало год назад, но он до сих пор наблюдает за выступлениями трубача Виктора, теперь с огромной фотографии, которую музыкант ставит рядом в память о друге.
– С Мухтаром я познакомился году в 2010-м. Вернее, это я его так назвал, Мухтар, а как его на самом деле зовут, не знаю. Может, и Джек, – рассказал Metro Виктор Малиновский. – Я тогда играл в коллективе, мы выступали на набережной. Играли песню про чёрного кота. И какой-то дворовый пёс нам стал активно подвывать. Я частенько видел, как собаки поют, и не придал значения. Но видео разошлось по Сети, ко мне потом подходили прохожие, говорили, мол, псу не понравился ваш репертуар про кота, вот и запел. Пёс потом меня то и дело поджидал у набережной и шёл за мной, сидел, пока я выступал. Больше всего он любил лиричные композиции, им подпевал, а на ритмичных песнях просто лаял.
Хотя, как говорит трубач, "пение" не главный талант Мухтара:
– Он людей спасал, из воды вытаскивал. Его надрессировал хозяин. Хозяина Мухтара я не знал, но мне рассказывали про него те, кто был с ним знаком. Звали его Анатолий, он был афганец, официально спасателем не работал, но был персональный водолаз. Часто сидел на берегу и, если кто-то далеко заплывал или начинал тонуть, вытаскивал, и Муху этому научил ещё щенком. Он нырял, прятался от него в воде, а тот его спасал. Так и надрессировал. Когда Мухтар уже со мной выступал, несколько раз подходили люди, падали перед ним на колени, обнимали со словами: "Спасибо тебе, ты мне жизнь спас!" Так что чудеса Мухтар творил постоянно.
Последние 4,5 года Мухтар жил в доме Виктора Малиновского.
– Он был добрый пёс. У меня четверо детей, и он прекрасно со всеми ладил. На старости лет он с нами пол-Европы объездил, все документы ему сделали, чтобы он меня на гастролях сопровождал. На гастролях он со мной не пел, но ездил, – рассказывает трубач. – Я стал другом Мухтару, но хозяин у него был один, тот, что погиб, и он до конца своих дней его ждал. Мухтар никому не подчинялся, в том числе и мне. И до конца он был здесь, на набережной, альфа-самцом, его из дворовых псов никто не мог победить никогда.
Скульптурную композицию создал Александр Рукавишников.
– Он сделал это в дар городу Ялте. Узнал, что есть здесь такой пёс, и решил его увековечить. Ко мне подходили люди, говорили, что, мол, мы вам на памятник перечислили деньги, но я ничего не собирал! Мошенники, видимо, какие-то пытались заработать, – рассказывает Виктор Малиновский.
Рукавишников создал собирательный образ, и парень, и пёс не имеют портретного сходства с реальными героями. Художнику за колбасу позировали собаки, которые живут рядом с его мастерской. Кстати, настоящий Мухтар за еду не продавался. Был гордым псом.
– Он как-то с нашим оркестром был, подпевал, ему богатые туристы большой стейк дали. Но он не притронулся. Доиграл концерт с нами, всё отработал по-честному, а когда уже все разошлись, он только тогда утащил мясо и съел, – рассказывает наш собеседник. – Памятник мне нравится. Мухтар его точно заслужил. Про него и про его чудеса должны помнить, это делает мир лучше.