Это помогает сокращать нагрузку на бизнес, не допускать нарушений установленных требований и поддерживать добросовестных предпринимателей. Об этом заявил статс-секретарь - заместитель министра экономического развития России Алексей Херсонцев на IV Всероссийском форуме контрольных органов в Санкт-Петербурге. Он отметил, что по сравнению с 2021 годом в целом число проверок сократилось на 62%, а по сравнению с 2015 году – на 84%.

В приветственном слове к пленарному заседанию председатель правительства РФ Михаил Мишустин отметил, что в стране активно применяется сбалансированное нормативное регулирование.

"Создана возможность поэтапно наблюдать за всем процессом проведения любой проверки. Действует система мониторинга эффективности принимаемых решений, когда каждый может через портал госуслуг обратиться с жалобой на контролеров. Во всех регионах есть рабочие группы по координации в сфере надзора. Налажено не только межведомственное взаимодействие, но и обратная связь – как с гражданами, так и с деловым сообществом", – подчеркнул Михаил Мишустин.

Сейчас Минэкономразвития ведет разработку новых индикаторов при координации заместителя председателя правительства – руководителя аппарата правительства Дмитрия Григоренко. Уже утверждены планы по разработке индикаторов по всем видам контроля.

"Если на начало 2023 года у нас было 187 индикаторов федерального уровня, то до конца 2023 года должно быть разработано еще не менее 190 новых индикаторов. Работа продвигается успешно – по настоящее время разработан 181 новый индикатор риска (по 73 видам контроля), 87 из них уже начали применяться. Аналогичная работа при методической поддержке Минэкономразвития ведется в регионах", – заявил Алексей Херсонцев.

Одна из ключевых задач на этот год – активное внедрение риск-ориентированного подхода при планировании проверок. Таким образом закрепляется тренд на снижение нагрузки для бизнеса. Главное для этого – разработать больше отраслевых индикаторов. Выделить как можно больше признаков, по которым будут своевременно определять объекты, где нарушают законодательство, и проверять их, не дожидаясь обращений граждан.

То есть индикаторы риска позволяют ответить на вопрос – зачем проводится контрольное мероприятие без связи с внешними факторами, например, жалобами. Обращения граждан по-прежнему остаются одним из оснований для проведения проверок, но контроль должен становиться "умным". Анализ внешних факторов, систем позволяет выделить факторы риска, по которым есть подозрение, что уже произошло и произойдет нарушение.

Херсонцев отметил, что в этом году количество таких проверок растет.

"Если в 2022 году количество проверок по индикаторам риска было всего 560, то в 2023 году за восемь месяцев уже в 7 раз больше", – заметил он.

По словам Херсонцева, мораторий на проверки, который действует в России с 2020 года, также помог перераспределить усилия контролеров: на долю проверок бизнеса пришлось менее 40% всех проверочных мероприятий, а на долю социальной инфраструктуры – 32%.